|
|
N°115, 03 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переименован и очень опасен
Дебюрократизацию могут отложить до осени
Совет Госдумы примет сегодня решение: будет ли нижняя палата обсуждать поправки в закон о лицензировании. Изменения в ходе весенней сессии были внесены правительством в пакет законов о дебюрократизации. Еще вчера утром в Минэкономразвития уверенно говорили, что закон примут во втором чтении еще до конца этой недели, но к вечеру появилось опасение, что голосование перенесут на осень. В комитете по собственности шансы оценивают примерно поровну, поскольку в процессе доработки документа ко второму чтению в нем поменялось все, включая название. Это дает лоббистам возможность вовсе снять закон с рассмотрения, вернув его в первое чтение.
Теперь законопроект будет называться «Закон о лицензировании отдельных видов деятельности». В профильном комитете посчитали, что внесенные поправки столь существенно меняют действующий закон, что вносить его с тем названием, которое предложило правительство, нельзя. В процессе доработки, последовавшей за первым чтением, документ был переструктурирован по главам, изменились также порядок и названия его статей, не говоря уж о содержании.
По новым правилам лицензируется только та деятельность, «регулирование которой не может осуществляться иными методами». Количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, сокращено с 500 до 114. В тексте закона также сказано, что введение лицензирования других видов деятельности, кроме тех, что прописаны в данном законе, возможно только путем принятия отдельного закона.
Столь жесткий подход правительства и комитета по собственности почти не оставляет парламентским лоббистам, которым не удалось протащить до второго чтения «нужные» поправки, выбора. К тому же более чем из 300 поправок комитет одобрил менее 50. И многое определялось «качеством» самого лоббиста. Так, всем членам комитета по собственности было понятно: энергостанции могут сгореть независимо от того, выдадут ли, к примеру, пожарные лицензию на их эксплуатацию. Так же обстоит дело с электрическими и газовыми сетями. Пожарным оставили также лицензирование эксплуатации взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных объектов.
А вот Госатомнадзору с трудом удалось отстоять лицензирование ядерной сферы, в частности деятельность по использованию радиоактивных материалов, выполнению работ с ними и услуг. В ведомстве этим недовольны, поскольку считают, что на вопросы ядерной безопасности данный законопроект распространяться не должен. Там ссылаются на опыт США, где закон о лицензировании атомной энергетики и ответственности за нее прописан настолько детально, что занимает почти сто страниц.
У депутатов и правительства свой взгляд на то, какие виды деятельности оставить без внимания. В частности, закон не распространяется на кредитные организации, оборот и производство этилового спирта, связь, биржевую деятельность, таможенное дело, нотариальную и страховую деятельность, осуществление внешнеэкономических операций, приобретение оружия и патронов к нему, использование результатов интеллектуальной деятельности, а также использование природных ресурсов, включая недра.
Неоднозначную реакцию предпринимателей вызывает и то, что для ликвидации уже выданной лицензии теперь необходимо обращаться в суд. Отпадает необходимость ходить по инстанциям, зато есть шанс познакомиться с темпами работы российской судебной системы. К тому же по новому закону любая лицензия, даже выданная уполномоченными органами субъекта федерации, после соответствующего уведомления действует по всей территории России.
Впрочем, все эти «частности» будут актуальны лишь в том случае, если Совет Думы не «завернет» закон. И дело тут не в названии. Как прокомментировали газете «Время новостей» в руководстве МЭРТ, «смена названия -- вопрос технический, и не от него зависит успешное прохождение закона через Думу». Но за этот повод можно зацепиться, если думцев не устроит текст закона.
Екатерина КАЦ