|
|
N°226, 09 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шпионов много не бывает
Буш счастлив, он завел себе "царя" разведки
Палата представителей конгресса США после полутора месяцев споров приняла закон о реформировании разведывательной службы страны. Новый законопроект одобрили 336 депутатов, 75 голосовали против. В поддержке сената сомнений не было. Но конгрессменам пришлось в поисках компромисса собраться в начале недели на специальную двухдневную сессию. Из зала заседаний они могли видеть пикеты родственников жертв терактов 11 сентября 2001 года, требовавших принятия закона.
Всю неделю Белый Дом и сам президент обрабатывали конгресс. Для Джорджа Буша это был вопрос личного престижа: полностью контролируемая республиканцами законодательная власть обязана была проголосовать за реформу до конца года. Иначе новому составу конгресса пришлось бы по закону и традиции начать все процедуры с нуля, и дело затянулось бы. Понятно, что авторитет президента это бы не укрепило. Даже сев в свой самолет, чтобы лететь в Калифорнию, Буш, не отрываясь, следил за дебатами в палате представителей. "Президент очень доволен исходом голосования, -- заявил представитель Белого Дома Трент Даффи. -- Он знает, что это сделает Америку безопаснее".
Компромисса удалось достичь после того, как один из противников закона, председатель комитета по делам вооруженных сил палаты представителей Данкин Хантер, добился внесения в толстенный законопроект нескольких слов, подтверждающих права Пентагона. Министерство обороны сохранит контроль над запуском и работой спутников-шпионов, анализом результатов космической разведки и передачей их войскам на театре военных действий. Эти поправки удовлетворили и другого влиятельного законодателя, Джона Уорнера -- главу аналогичного комитета сената.
Еще один возражающий, руководитель юридического комитета палаты представителей Джеймс Сенсенбреннер, требовал внести в закон о разведке положение, по которому иностранцы могли получить водительские права только на срок действия визы, а также ужесточить правила предоставления политического убежища.
Сенсенбреннеру пообещали вернуться к его предложениям в каком-нибудь другом законопроекте. Но он утверждает, что "хорошая разведка бесполезна без хорошей внутренней безопасности". Без поддержки пентагоновского лобби влияние Сенсенбреннера, однако, сразу ослабло.
Важнейшие нововведения принятого закона -- это создание поста директора национальной разведки (ДНР) в ранге члена правительства и Центра по борьбе с терроризмом. Обе меры рекомендованы комиссией по расследованию обстоятельств терактов 11 сентября 2001 года. Но не все эксперты спешат аплодировать крупнейшим за полвека изменениям в системе спецслужб США.
Специалисты смотрят на реформу американской разведки как на политическое решение, продиктованное желанием обезопасить себя от критики в случае повторения терактов. Как, например, ДНР, этот "царь разведки", впишется в разведывательное сообщество? Как он может быть главным советчиком президента, если, не являясь главой ни одного конкретного подразделения, он будет получать информацию не из первых-вторых рук, а уже отфильтрованную? "Огромной ошибкой" называет создание такого поста республиканец из Иллинойса Рэй Лахуд. По его словам, "это новая бюрократия", которая не сможет предотвратить "новое 11 сентября".
Не исключено, что усиление директора национальной разведки произойдет за счет ослабления ЦРУ, у которого отберут некоторые функции. Но пока главное шпионское ведомство бурно развивается. Белый Дом издал директиву, по которой число засекреченных оперативников, занимающихся сбором информации на местах, так называемых "полевых офицеров", будет увеличено на 50%, так же, как и штат специалистов по анализу полученных разведданных. На столько же больше станет агентов, владеющих "критически необходимыми языками", то есть арабским, корейским, фарси.
В ЦРУ, по слухам, даже растерялись от такой крутой постановки задачи. Разведчик -- профессия штучная, готовить его надо долго. А тут предстоит удвоить число сотрудников Оперативного управления ЦРУ, которое насчитывает сейчас около 4,5 тыс. офицеров. Надо строить новые учебные и тренировочные центры, очень агрессивно набирать кандидатов в разведчики, что может привести к снижению стандартов отбора будущих шпионов. Бывший директор ЦРУ Джордж Тенет подчеркивает, что "неразумно" отделять главу национальной разведки "от передовой линии разведывательной активности". "Этот человек, -- заявил Тенет, -- должен лично и каждодневно рисковать и вести за собой сотрудников".
Не вполне ясна и роль нового Центра по борьбе с терроризмом. Похожие структуры уже есть и в рамках сравнительно нового министерства по национальной безопасности, и в рамках старейшего американского правоохранительного органа ФБР. Здесь не избежать внутриведомственных разборок и решения искусственно созданных проблем. Пессимисты мрачно предсказывают, что разведка США может даже ослабеть вопреки благим намерениям авторов реформы.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон