|
|
N°226, 09 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плохой хороший Дед Мороз
Билли Боб Торнтон в роли скверного Санта-Клауса
В кинотеатре «Орбита» состоялась московская премьера фильма «Плохой Санта». «Орбита» -- площадка прокатной компании «Вест». А «Вест», как известно, представляет в России фильмы «Мирамакса», самой почитаемой любителями кино американской студии.
«Мирамакс», однако, не числится в списке производителей или дистрибьюторов «Санты». Зато в титрах в графе «продюсер» значатся Боб и Харви Вайнштейны -- владельцы студии. Помимо братьев Вайнштейнов в продюсерскую группу входят и братья Коэны: именно они, по слухам, придумали историю про Плохого Санту -- профессионального потрошителя сейфов и Деда Мороза -- любителя.
Вместе со своим напарником -- чернокожим карликом -- Санта в исполнении Билли Боба Торнтона нанимается перед каждым Рождеством развлекать детишек в провинциальных универмагах, в результате универмаги лишаются всей хранящейся в сейфах наличности.
От роли Деда Мороза героя тошнит, и он это не скрывает: пьет горькую, грубит детям, а взрослых, невзирая на ранги, посылает на четыре, хорошо известные поклонникам фильмов студии «Мирамакс», буквы.
И все же «Плохой Санта» -- рождественская история, а значит, очищение через страдание и сострадание в ней все равно наступит. Но ближе к финалу. До этого же произойдет много всяких несуразных и довольно смешных вещей.
Они, наверное, выглядели бы еще несуразнее и еще смешнее, решись Коэны ставить фильм сами. Но они поручили это ответственное дело режиссеру Терри Цвигоффу, прославившемуся четыре года назад своей картиной «Мир призраков», но в ранг мастеров первого ряда пока не вошедшему.
Что в «Санте» действительно смешно -- это выяснение отношений авторов с темой политкорректности. Во-первых, вопреки приличиям главными злодеями оказываются цветные: чернокожий карлик (подельник плохого Санты), его подруга-китаянка и афроамериканец -- начальник охраны универмага. Во-вторых, псевдо-Дедушка Мороз отчаянно спекулирует на страхе добропорядочных граждан прослыть нетерпимыми к любого вида меньшинствам. «Вы хотите уволить черного человека маленького роста?!» -- взывает он к директору универмага, который уже почти догадался о преступных намерениях парочки. И директор, естественно, отступает.
Но это в мире взрослых. Дети пока не скованы «лицемерной моралью» и вовсю издеваются над главным положительным героем картины -- очень толстым мальчиком, чье доверие к Санте в конечном итоге и пробуждает в герое Билли Боба Торнтона человека.
Вся эта история о толстых, низкорослых, чернокожих, а если белых и высоких, то сильно пьющих людях -- настолько выбилась из стройной шеренги рождественских фильмов, что снискала привязанность американской публики. Не такую, конечно, как фильмы самих Коэнов, но все же...
Лариса ЮСИПОВА