|
|
N°115, 03 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
К большой стране -- большие требования
ВТО пристрастна к России
В конце июля на заседании правительства будет принято решение о дальнейшем развитии взаимоотношений России и ВТО.
Сделать это будет непросто. На состоявшемся на прошлой неделе заседании рабочей группы по вступлению России в ВТО страны -- участницы организации несколько омрачили вполне оптимистичную картину переговорного процесса, складывавшуюся в течение последнего года. России был выдвинут ряд требований, автоматически отодвигающих начало заключительного этапа переговоров как минимум на полгода. Было отклонено предложение российской делегации приступить к подготовке так называемого «протокола о присоединении» (который, по сути, стал бы финишной прямой переговорного процесса). Поводом для отказа ускорить переговоры послужила недостаточная адаптированность российского законодательства к нормам ВТО. По словам руководителя российских переговорщиков, заместителя министра экономического развития и торговли Максима Медведкова, ряд стран, в частности Австралия, США и Канада, считают, что «Россия до сих пор не перешла необходимый рубеж изменения законов для вступления в ВТО». При этом, отметил г-н Медведков, партнеры подчас требуют не только принятия новых (или изменения старых) законов и их вступления в силу, но и доказательств того, что они действительно работают. Выдвигаются даже совсем абсурдные предложения -- обсуждать законопроекты, касающиеся ВТО, в рамках рабочей группы, то есть с участием в обсуждении более 50 «заинтересованных стран».
Основные претензии страны -- участницы ВТО высказывают по поводу законодательства в области таможенного регулирования, стандартизации и сертификации. Аргументы, приведенные российской делегацией: на сегодняшний день из десяти приоритетных законов восемь уже прошли межведомственные согласования и вскоре будут рассматриваться правительством и Думой -- действия не возымели.
Самое неприятное -- подобные жесткие, почти ультимативные требования («сначала измените законы, а потом мы пойдем вам навстречу»), по словам г-на Медведкова, по отношению к другим странам, вступающим и вступавшим ранее в ВТО, не предъявлялись. Обычно страны сначала принимали за основу нормы ВТО, а уже после вступления в организацию редактировали свои правовые акты. Внятных объяснений пристрастного отношения к России предъявлено не было.
К обсуждению протокола присоединения к ВТО Россия и ВТО должны вернуться к концу года, на очередном заседании рабочей группы. Впрочем, даже в случае положительного решения, потеря шести месяцев будет для России довольно болезненной. Осенью 2001 г. начинается раунд глобальных переговоров стран -- участниц ВТО. Подготовка к нему потребует мобилизации всех переговорных мощностей наших партнеров, которым может просто физически не хватить времени для обсуждения российских проблем. Поэтому г-н Медведков не исключает пессимистический вариант, при котором Россия не сможет вступить в ВТО в ближайшие 3--4 года.
При этом в конце 2002 г. страны-участницы в рамках глобального раунда приступят к обсуждению новых соглашений между собой. Вполне может случиться, что Россия столкнется с обновленной организацией и все переговоры последних лет пойдут насмарку.
Впрочем, по мнению г-на Медведкова, возможно, что жесткая позиция российских партнеров в ближайшие несколько месяцев может измениться и сторонам удастся прийти к компромиссному решению.
Ольга АНТОНОВА