|
|
N°227, 10 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не надо менять Шишкина на Сиськина
Борис ЦИЛЕВИЧ, депутат сейма от оппозиционной Партии народного согласия, выступающей за соблюдение прав русскоязычного населения Латвии, назначен докладчиком Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по ситуации с девятью странами, не присоединившимися к Рамочной конвенции по правам нацменьшинств. Выполнит ли Латвия свое обещание ратифицировать этот документ в течение ближайшего года? Об этом г-н Цилевич рассказывает корреспонденту «Времени новостей» в Риге Дануте ДЕМБОВСКОЙ.
-- Почему президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга вдруг дала обещание срочно ратифицировать Рамочную конвенцию?
-- Причина всех изменений к лучшему для нацменьшинств Латвии всегда одна -- усиление давления Запада. Осложнения в отношениях с Россией вынудили партнеров Латвии по ЕС надавить на Ригу. Но не исключено, что политика затягивания все же продолжится.
-- Из-за чего конкретно Латвия оттягивает ратификацию?
-- Конвенция оговаривает возможность использования национального языка в общении с властями в регионах, где нацменьшинства живут исторически или в большом количестве. Сейчас в Латвии запрещено любое письменное общение с властями на любом языке, кроме латышского, даже там, где нацменьшинства исторически составляют около 90% населения. Латвия попытается оговорить для себя особые условия, но Совет Европы едва ли примет такую оговорку.
В конвенции сказано и о написании имен и фамилий людей, принадлежащих к нацменьшинствам. Латышский язык относится к балтийской группе языков, что сильно меняет написание иноязычных имен и фамилий. По правилам латышского языка русская фамилия Иванов пишется как Ivanovs (окончание s добавляется ко всем фамилиям, заканчивающимся в русском языке на ов ), запрещены двойные согласные -- имя Кирилл пишется как Kirils. Но это еще ничего. В результате переделок имена и фамилии зачастую приобретают неблагозвучное, даже оскорбительное звучание. Из фамилии Шишкин получается очень неблагозвучная фамилия Siskins -- эта история стала классической. Несколько дел, связанных с переделкой имен и фамилий, уже находятся в Европейском суде по правам человека.
-- Конвенция может изменить ситуацию с реформой образования, согласно которой в старших классах национальных школ не менее 60% предметов должны преподаваться на латышском языке?
-- Нормы Рамочной конвенции, оговаривающие использование языка нацменьшинств, расплывчаты. Но в статье 15 говорится, что нацменьшинства должны эффективно участвовать в принятии решений, касающихся их самих, их мнение должно учитываться. Реформа образования показала -- подавляющее большинство русскоязычных жителей страны выступают против нее. Тем не менее правительство продолжает внедрять реформу. Думаю, что консультативный комитет Совета Европы обратит на это внимание.
-- И на то, что русскоязычных непропорционально мало в органах власти?
-- В некоторых странах Совета Европы существуют квоты для партий, представляющих нацменьшинства, -- в Хорватии, Словении, Румынии. В Польше партии нацменьшинств освобождаются от пятипроцентного барьера на парламентских выборах. Но напрямую Рамочная конвенция не требует введения квот. Иное дело -- присутствие представителей нацменьшинств в исполнительной власти, где русскоязычные люди представлены слабо.
-- Возможен ли прогресс в вопросе о негражданах? Ведь эти полмиллиона человек -- преимущественно русскоязычные жители Латвии.
-- Проблема неграждан прямого отношения к Рамочной конвенции по правам нацменьшинств не имеет. (Тем не менее во время ноябрьского визита в Латвию комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес рекомендовал Риге не только ратифицировать конвенцию, но и указал, что число неграждан следует сокращать, и неплохо бы, как в Эстонии, дать им право голоса на выборах в самоуправление. -- Ред.).
-- Может ли сейм настоять на каких-то оговорках, сославшись на особую ситуацию, дескать, в наследство от СССР досталось слишком много русских?
-- Мои коллеги-депутаты почему-то считают, что они могут принять любую оговорку. Но юридическая служба Совета Европы проверяет, не противоречат ли оговорки основной цели. Если оговорки будут дискриминационными, то Совет Европы не примет ратификацию.
-- Но изменится ли что-то после ратификации? Конвенция -- не слишком конкретный документ.
-- После ратификации политические дискуссии перейдут в юридическую плоскость. Через год после ратификации государство должно будет предоставить доклад в консультативный комитет Совета Европы. А этот орган учитывает не только официальный доклад правительства, но и теневые доклады, подготовленные, к примеру, правозащитниками. Дискуссия пойдет уже не по принципу "нас в 1940 году оккупировал СССР, поэтому мы можем позволить себе все что угодно во имя исторической справедливости". Разговор будет вестись на экспертном уровне, с использованием юридических аргументов. Этого-то политическая элита Латвии и боится, потому и тянет с ратификацией.
Рамочная конвенция по правам нацменьшинств -- документ Совета Европы, открытый для подписания с 1995 года. Конвенцию уже ратифицировали 36 государств -- членов Совета Европы. Она определяет принципы отношения к нацменьшинствам. Государства, входящие в Совет Европы и ратифицировавшие конвенцию, обязаны воплощать их в жизнь. Они отчитываются перед Советом Европы о выполнении конвенции. Латвия входит в число девяти стран, не ратифицировавших Рамочную конвенцию. Это решение она откладывает вот уже десять лет, вызывая нарекания как Совета Европы, так и России.
|