|
|
N°227, 10 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Завещание Нобеля
Знаменитые премии вручают по новым критериям
Сегодня в Стокгольме и Осло состоится вручение Нобелевских премий за 2004 год. Лауреатами одной из самых авторитетных наград (каждая премия -- около миллиона долларов) стали 12 человек -- семь американцев, два израильтянина, по одному представителю Норвегии, Кении и Австрии. Нынешний нобелевский сезон отличает обилие лауреатов-женщин. Нобелевские комитеты Норвегии и Швеции утверждают, что они абсолютно независимы и не поддаются влиянию извне. Но, похоже, на этот раз феминистки, обвиняющие всех и вся в дискриминации женщин, достигли своей цели. Сразу три представительницы прекрасного пола удостоены престижной премии. Это американская исследовательница Линда Бак, австрийская писательница Эльфрида Елинек и эколог из Кении Вангари Маатаи, ставшая лауреатом премии мира.
64-летнюю кенийку Вангари Маатаи из племени кикуйи называют самым компромиссным номинантом за всю историю существования Нобелевской премии мира. Присуждение премии женщине-экологу из Африки, матери пятерых детей, -- должно было успокоить и страны третьего мира, и европейских феминисток. Кроме того, члены норвежского Нобелевского комитета сочли, что кандидатура Маатаи устроит одновременно США и третий мир.
Но, по мнению норвежской прессы, присуждение премии экологу из Кении -- «это перекос в трактовке завещания Нобеля», где четко прописано, что «премия должна вручаться тому, кто наиболее отличится в работе, направленной на братство между народами, уменьшение или ликвидации армий, организацию мирных конгрессов». Напомним, что среди лауреатов Нобелевской премии мира -- Джимми Картер, Лех Валенса, Михаил Горбачев, Ицхак Рабин, Шимон Перес, Ясир Арафат, Андрей Сахаров, мать Тереза, Анвар Садат, Менахем Бегин.
В интервью «Времени новостей» председатель норвежского Нобелевского комитета Оле Данболт Мьос объяснил выбор своих коллег так: «Вопросы экологии давно относятся к вопросам войны и мира. Та же проблема воды вызвала на африканском континенте немало кровопролитных конфликтов. Мы убеждены, что хорошая среда обитания человека важна для поддержания мира».
Политкорректность Нобелевского комитета в Осло привела к прямо противоположным результатам. Сразу же после объявления ее лауреатом премии мира г-жа Маатаи заявила представителям африканской прессы, что СПИД -- это биологическое оружие Запада, разработанное для уничтожения народов Африки и черной расы. Правда, прибыв в Осло, Вангари Маатаи поспешила заявить, что ее слова были неверно истолкованы и ее нобелевская лекция о взаимоотношениях людей разных рас и вероисповеданий станет лучшим тому подтверждением.
Проблемы с дамой-лауреатом возникли и у Нобелевского комитета в Стокгольме. Обладатель награды в области литературы Эльфрида Елинек по каким-то своим личным причинам (австрийская пресса писала, что дело в здоровье писательницы) не захотела приехать в столицу Швеции на церемонию награждения. Г-жа Елинек предложила, чтобы премию ей вручил кто-то из членов шведской королевской семьи в Австрии. Шведы посчитали, что подобная процедура станет нарушением нобелевских традиций. Большинство мужчин-лауреатов -- люди довольно пожилые, но все они приезжают в Стокгольм, даже если на торжественную церемонию их выводят под руки.
Судя по всему, награда Эльфриде Елинек будет вручена заочно. Единственное, на что могут пойти организаторы нобелевских торжеств, это установить спутниковую связь, чтобы обеспечить телеприсутствие г-жи Елинек на церемонии.
В остальном нобелевские торжества в Стокгольме пройдут в обычном режиме, то есть в строгом соответствии с традициями: вручение наград, а затем банкет в городской ратуше. Кстати, нобелевский банкет -- главное светское событие года в Стокгольме. Попасть на него считается делом чести для любого политического и общественного деятеля. Это единственное мероприятие в довольно демократичной Швеции, где форма одежды не меняется вот уже сто лет -- мужчины во фраках, женщины в вечерних платьях. Всего приглашают 1300 человек. Меню банкета по традиции держится в строжайшей тайне. Известно лишь, что оно должно отвечать канонам всех религий.
Сергей ПАНКРАТОВ, Стокгольм