|
|
N°226, 09 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Победа Ющенко -- в известном смысле вызов Евросоюзу"
Вчера верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана подверг критике прозвучавшие в Анкаре высказывания Владимира Путина насчет Украины, когда российский президент предостерег Запад от вмешательства в дела этого соседнего государства. По мнению Соланы, в своих жестких сравнениях российский лидер пошел «слишком далеко». Солана добавил, что у президента России «нет права вмешиваться во внутренние дела Украины, как нет его и у нас".
Тем не менее в Европе не скрывают, что симпатизируют украинскому кандидату от оппозиции Виктору Ющенко. Его называют прозападным политиком, а Виктора Януковича -- пророссийским. Насколько эти определения отражают столкновение интересов ЕС и России, «Времени новостей» рассказал эксперт Центра европейских политических исследований в Брюсселе Мариус ВАЛЬ.
-- Если Ющенко станет президентом и начнет проводить обещанные реформы, чтобы сделать экономику по-настоящему рыночной, это будет выгодно как Европе, так и России. Украина быстрее бы вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), что привело бы к снижению торговых тарифов.
-- Можете ли вы сравнить программы двух кандидатов с точки зрения интересов Евросоюза?
-- Разница в программах не столь велика, как многие представляют. Украина более плюралистична, чем, к примеру, Россия. С другой стороны, Ющенко, став президентом, вынужден был бы считаться с группами интересов, которые возникли и укрепились за десять лет при Леониде Кучме. На карте стояли, скорее, глубина и темпы реформ, чем радикальная смена курса.
На Украине Евросоюз делает акцент на политических условиях -- демократии, власти закона, свободах и правах человека, чего относительно меньше в отношениях ЕС и России. Но Украина и Россия связаны торгово-экономическими, историческими, родственными узами. Взгляните на карту! Ющенко пытаются представить антироссийским политиком. Это не так. Он прагматик и не смог бы игнорировать движения масс товаров и людей между двумя странами.
-- Но на чем-то эти характеристики основаны?
-- Ющенко активнее, чем, может, Янукович, развивал бы отношения с США и ЕС. Модель государственного развития, которую представляет Ющенко, ближе к западноевропейской и американской. В этом смысле Ющенко прозападный, но не обязательно антироссийский политик.
-- Каков взгляд ЕС на будущее отношений с Украиной и Россией? Украина пока не рассматривается как потенциальный член ЕС.
-- ЕС не закрывает свои двери. Но и не признает за Украиной возможности вступить в Евросоюз в 10--15 лет. А более отдаленные сроки бессмысленно обсуждать. Евросоюз никогда не стремился к экспансии, не вербовал кандидатов. В него стремились, а он сдерживал. Страны Центральной и Восточной Европы получили сигнал в 1989 году, а приняты были спустя 15 лет. Перед Турцией европейские перспективы открылись в 60-х годах прошлого века, но конкретный разговор начался только сейчас.
Внутреннее устройство Евросоюза таково, что он нелегко поддается расширению. Победа Ющенко была бы в известном смысле вызовом ЕС, потому что Ющенко всерьез настроен на реформы и смог бы повести страну в сторону европеизации. Тогда Евросоюзу придется подчиняться собственным правилам. А они таковы: любая европейская страна может стать членом союза, если выполнит копенгагенские критерии. (Сформулированы в 1993 году на саммите ЕС в Копенгагене. К началу переговоров о вступлении в Евросоюз страна должна создать демократическое общество, где уважают права человека, защищают меньшинства. Экономика страны должна быть рыночной. -- Ред.). Украина -- бесспорно европейская страна, но пока ни одному из копенгагенских критериев не соответствует. С победой Ющенко она могла быстро продвинуться, и Брюсселю было бы трудно игнорировать ее стук в дверь.
-- Могут ли реформы, которые обещает Ющенко, привести к ослаблению существующей с советских времен глубокой интеграции Украины и России?
-- Да, если дело дойдет до свободы передвижения людей между ЕС и Украиной, что налагает определенные обязательства по охране границ. Но и Россия развивает отношения с Евросоюзом. Сегодня она опережает Украину в деле облегчения визового режима с ЕС, потому что Брюссель уже начал с ней конкретные переговоры.
Либеральные реформы могут изменить экономическую взаимозависимость Украины и России, но не обязательно ослабить ее. Россия и Украина конкурируют на международных рынках по многим видам продукции. После успешных реформ Украина станет более конкурентоспособной. Это может стать вызовом для России, если ее экономика будет реформироваться медленнее.
Мы на Западе считаем, что чем агрессивнее ведет себя Россия в ближнем зарубежье, тем труднее ей поддерживать добрые отношения с этими странами. Украина -- уже третий пример после Грузии и Молдавии.
Беседовал Александр МИНЕЕВ, корр. ИТАР-ТАСС, Брюссель, -- специально для «Времени новостей»