|
|
N°225, 08 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Недоказуемая гуманность
Вынесен приговор девочкам, применившим акт эвтаназии
В Ростовском облсуде вчера был вынесен приговор по редкому для России делу об эвтаназии. Несовершеннолетние жительницы города Волгодонска Кристина Патрина и Марта Шкерманова отправятся в колонию за то, что, поддавшись уговорам тяжелобольной соседки, лишили ее жизни. И хотя многие называют завершившийся процесс уникальным, тем не менее специалисты припоминают, что в той же Ростовской области похожее дело слушалось еще семь лет назад -- тогда осудили мужчину, умертвившего безнадежно больную мать.
Прежде чем задушить свою соседку Наталью Баранникову, 14-летняя Марта Шкерманова долго ухаживала за парализованной женщиной по просьбе ее мужа -- Андрея Баранникова. В феврале этого года Наталья Баранникова попала в автокатастрофу и серьезно повредила позвоночник, после чего оказалась прикована к постели. Мало того, парализованную женщину постоянно мучили адские боли, и она то и дело просила помочь ей уйти из жизни. Впрочем, ее муж считал эти просьбы лишь временным проявлением слабости и очень надеялся рано или поздно поставить жену на ноги, даже стал заниматься с покалеченной супругой на специальных тренажерах.
Поняв, что мужа ей не убедить, Наталья Баранникова принялась уговаривать соседскую девочку Марту. Поначалу она просила Марту нанять убийцу, но позже предложила совершить акт эвтаназии самой. Чтобы окончательно победить сомнения соседки, Баранникова посулила ей в награду свои золотые украшения. Марта в конце концов сдалась, призвав при этом в помощники свою подругу -- 17-летнюю Кристину Патрину.
Вместе с Натальей Баранниковой девочки обсуждали наиболее безболезненный вариант прощания парализованной женщины с жизнью. Вариант с таблетками отвергла сама Наталья, опасаясь, что лекарства на нее не подействуют. Тогда девочки по совету знакомого предложили парализованной женщине ввести в вену 10 кубиков воздуха. Баранникова согласилась. Но 22 августа укол к желаемому эффекту не привел. Тогда девочки обмотали вокруг шеи калеки веревку и принялись тянуть ее концы в разные стороны. Когда Наталья задохнулась, подруги взяли ее обручальное кольцо, крестик, серьги и спокойно ушли. Труп Баранниковой обнаружила ее восьмилетняя дочь, а убийц задержали через два дня. К тому времени Марта и Кристина уже успели сдать драгоценности Баранниковой в местный ломбард, выручив за них 4575 рублей.
На суде никто не ставил под сомнение факт, что Наталья Баранникова сама добровольно решила уйти из жизни и попросила девочек умертвить ее. Тем не менее гособвинитель Алексей Хилобок настаивал на том, что в Волгодонске было совершенно убийство по корыстным мотивам, а вовсе не акт эвтаназии. Поскольку преступницами двигали не милосердные побуждения, а корысть -- сразу после убийства они пошли сбывать драгоценности Баранниковой, а вырученные деньги истратили на жвачки и газировку.
Адвокаты обвиняемых, наоборот, настаивали, что их подзащитные действовали из гуманных соображений. Впрочем, как признал прокурор, даже если бы подростки совершили бескорыстный акт эвтаназии, их действия все равно квалифицировались бы как убийство.
Семь лет назад в городе Белая Калитва Ростовской области мужчина и его тяжелобольная мать приняли совместное решение о ее добровольном уходе из жизни. Врачи не давали женщине ни малейшего шанса на выздоровление, и чтобы прекратить ее мучения, сын сначала попытался задушить старушку, а потом довершил дело кухонным ножом. На суде убийца заявил, что знает об эвтаназии и был вынужден ее применить. Однако прокуроров эта речь не смягчила. За прошедшие годы отношение судей к подобным делам не изменилось.
Суд приговорил вчера Кристину Патрину и Марту Шкерманову к пяти и четырем с половиной годам лишения свободы соответственно. При этом гособвинитель требовал для обвиняемых семи с половиной лет.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону