|
|
N°115, 03 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инфляция зла
Россияне стали меньше доверять доллару и больше -- банкам
Неожиданный для российских денежных властей всплеск инфляции в 2001 году имеет наряду с очевидными неприятными последствиями и вполне позитивный побочный эффект. Столкнувшись с угрозой обесценения своих накоплений, граждане, сохранив склонность к сбережениям, пересматривают ценности. Впервые после кризиса 1998 года рублевые вклады растут быстрее валютных, при этом все более активную роль на рынке рублевых сбережений играют коммерческие банки.
Сбербанк остается прибежищем для консерваторов, поэтому его доля рынка рублевых вкладов снижается, а валютных -- растет. Аналитики считают сложившуюся ситуацию весьма благоприятной для коммерческих банков, которые получили возможность наращивать свои ресурсы, не ведя друг с другом изнурительных ценовых войн.
За первые пять месяцев 2001 года накопления россиян выросли на 10,5% и достигли 808,2 млрд рублей. Хотя номинально граждане стали за это время богаче на 77,1 млрд руб., реально их накопления из-за высокой инфляции обесценились на 0,3%.
В этой ситуации население повело себя вполне рационально, отдав предпочтение организованным формам сбережения. И если сумма наличных накоплений в реальном выражении снизилась с начала года на 8,5%, то банковские вклады в рублях возросли на 5,6%.
Благодаря укреплению реального курса национальной валюты вклады в рублях стали привлекательнее вкладов в долларах. За четыре месяца с начала года объем рублевых депозитов увеличился на 14,9%, а валютных -- на 11,3%. В этой ситуации Сбербанк и коммерческие банки меняются ролями: с начала года он нарастил свою долю на рынке валютных вкладов с 51,3% до 54%, тогда как комбанки увеличили долю в рублевых сбережениях с 12,6% до 14,8%.
Эксперт Российско-европейского центра экономической политики Любовь Лукашова считает этот процесс закономерным: более высокую доходность рублевых инструментов первыми оценили более мобильные вкладчики. Неудивительно, что рост спроса на рублевые депозиты оказался на руку более гибким комбанкам, которые смогли нарастить обязательства перед гражданами, не повышая процентных ставок по вкладам. «И это очень хорошо, потому что подрывает монополию Сбербанка», -- говорит г-жа Лукашова.
Впрочем, если для банков новое мироощущение вкладчиков является безусловным благом, сами граждане изменяют своим привычкам не от хорошей жизни. «Люди вынуждены идти в банки потому, что помимо вкладов у них нет никаких других инструментов накопления и тем более приумножения своих сбережений», -- констатирует директор Центра макроэкономических исследований компании «Юникон» Елена Матросова.
Владимир ФЕДОРИН