|
|
N°225, 08 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Девятый вал
Финансовые рынки не справляются с потоком денег
Единственным способом снижения инфляции при нынешнем росте денежного предложения является развитие российского финансового рынка. Так считает начальник экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович, выступивший вчера на Федеральном инвестиционном форуме.
По итогам 2004 года инфляция в России, считает г-н Дворкович, составит 11,5 -11,7% (отметим, что уже за январь-ноябрь она составила 10,5%, превысив на 0,5% целевой прогнозный показатель на весь год). В ближайшей перспективе, по его словам, перед правительством стоит задача снижения этого показателя до уровня меньше 10%, а затем - до 3-4% в год. Министр финансов Алексей Кудрин, комментируя на днях выход инфляции за "предписанные" рамки, указал на то, что причиной стало незапланированное увеличение потребительских цен. Так, 0,5% добавил в совокупный показатель инфляции рост цен на зерно, 0,6% - рост стоимости бензина и целых 1,2% - мяса. С мяса начал свое выступление на форуме и г-н Дворкович, оговорившись, правда, что не о нем пойдет речь.
Когда рост денежного предложения составляет 30-60% в год, - сказал чиновник, - то единственным средством подавления инфляции является увеличение емкости финансового рынка. Но к решению этой задачи, по мнению г-на Дворковича, сейчас не готовы ни корпорации, ни граждане, ни инфраструктура рынка, ни государство. Большинство компаний, взвешивая преимущества и издержки перехода из закрытого сектора экономики в открытый, предпочитают все же оставаться в тени. Это, по словам чиновника, позволяет им оптимизировать налоги, не выплачивать дивиденды и не раскрывать информацию. С учетом этого правительство подготовило законопроект о переходе предприятий на международные стандарты отчетности, который обретет силу закона в 2006 году. Что касается граждан, то многие из них живут впечатлениями о начальном периоде работы финансовых рынков, пирамидах, ваучерах и кризисе 1998 года. Шанс преодолеть эти настроения представился в ходе пенсионной реформы. Однако сейчас государство фактически монополизировало управление пенсионными средствами, и надо, по словам г-на Дворковича, менять эту тенденцию.
Сам финансовый рынок предлагает, по его мнению, мало инструментов, а спрос на сложные финансовые продукты низок. Так обстоит дело, например, с производными инструментами, которые зависят от состояния рынков базовых активов. Внедрение ипотечных ценных бумаг сдерживается отсутствием рынков земли и, если не брать в расчет крупные города, недвижимости. Отсутствуют в России рынки нефти и сельскохозпродукции, вследствие чего неразвиты и товарные фьючерсы. При этом г-н Дворкович уверен, что рынок ипотечного кредитования через три-пять лет будет измеряться миллиардами долларов. До конца года, сообщил он, будут подготвлены изменения в закон «Об ипотечных ценных бумагах». Первые их выпуски осуществит Агентство по ипотечному жилищному кредитованию для рефинансирования банковских кредитов.
Говоря о государстве, г-н Дворкович отметил, что его главная роль - это «защита прав собственности, защита прав собственности и еще раз защита прав собственности». Без этого инвесторы не пойдут на российский рынок. Более того, по мнению чиновника, уровень его развития мог бы служить хорошим критерием для оценки деятельности государства. Тогда бы налоговые и правоохранительные органы стали обращать внимание на последствия своих действий для экономики и финансового рынка.
На одну из составляющих роста инфляции обратил внимание форума и замглавы МЭРТ Андрей Шаронов. Резкий рост цен на нефтепродукты в этом году, по его мнению, нельзя объяснить лишь ссылками на мировые рынки. Речь идет либо о сговоре продавцов, либо об их синхронном поведении, либо о гонке за лидером. Это сфера компетенции антимонопольных органов, которые, однако, не обладают юридическими подтверждениями нарушений. Таковыми, по российскому законодательству, являются только документы. МЭРТ намерен помочь ФАС, и уже подготовил изменения в закон «О защите конкуренции», которые «изменят презумпцию». (Если новация пройдет, предполагаемые участники сговора должны будут доказывать свою невиновность. ФАС же не будет искать подтверждения их вины, считая их изначально недобросовестными субъектами. - Ред.)
Правда, сам Андрей Шаронов признал, что гораздо более эффективным средством для борьбы с монополизмом стало бы появление биржи нефтепродуктов. Однако, отметил он, сегодня, когда нефть передается в рамках вертикально интегрированных компаний по трансфертным ценам, этот товар покупать некому. Построить биржу пока нельзя, если только, по словам г-на Шаронова, не дезинтегрировать нефтяные компании, выделив из них переработку. Впрочем, зампред кредитного комитета Думы Анатолий Аксаков, выступая на форуме, сообщил, что у депутатов есть более простое решение. По его словам, они намереваются обязать компании продавать на товарных биржах по 10% производимых ими стратегических товаров - нефти, металлов, зерна. Это будет способствовать формированию не трансфертной, а справедливой цены этих товаров. С ее учетом могла бы рассчитываться налогооблагаемая база. Кроме того, через биржи могли бы производиться государственные закупки, чтобы, по выражению г-на Аксакова, «отсечь коррупционную составляющую». И, наконец, такое решение способствовало бы запуску производных финансовых инструментов на товары.
Игорь ПОЛИЩУК