|
|
N°225, 08 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отказ по гарантии
В Госдуму поступили первые законы для грядущей реформы здравоохранения
Не запустив еще толком весьма болезненную для населения реформу льготных выплат, правительство готовит не менее масштабную программу модернизации системы медицинской помощи. Причем благие намерения государства, пытающегося ликвидировать хронический разрыв между возможностями федерального и региональных бюджетов и финансовыми потребностями отрасли, вероятнее всего обернутся для многих россиян неприятной необходимостью чаще прежнего проверять кошелек перед посещением медучреждений.
Вчера на парламентских слушаниях в Госдуме замминистра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов заявил, что в нижнюю палату уже внесены два необходимых для начала реформы документа: законопроект «О государственных гарантиях медицинской помощи» и новая редакция закона «Об обязательном медицинском страховании». По мнению возглавляющей думский комитет по здравоохранению депутата «Единой России» Татьяны Яковлевой, присовокупив к ним проекты разрабатывающихся законов «О регулировании частной медицинской деятельности» и «О страховании профессиональной ответственности медицинских работников», власть получит «пакет документов, вполне достаточный для модернизации системы здравоохранения».
Желание навести порядок в медицинской сфере, с начала 90-х прозябавшей на подножном корму и остаточном финансировании, вполне объяснимо. Слишком уж демонстративным выглядит нарушение Конституции, обещающей всем россиянам бесплатную и доступную медицинскую помощь. Ежегодно утверждавшее программу госгарантий правительство, по сути, прекрасно понимало, что выполнить ее невозможно в принципе: финансовый дефицит в отрасли устойчиво составлял порядка 30--40%. Да и в проекте бюджета на будущий год опять заметны существенные дыры. В частности, на оказание так называемых высокотехнологичных видов медицинской помощи (а к ним, например, относятся практически все серьезные хирургические операции) планируется направить лишь 6,6 млрд руб. вместо требующихся по минимуму 17 млрд. После снижения с января ставки единого соцналога сократится и приток средств в фонды обязательного медицинского страхования, в предыдущие годы аккумулировавшие до 40% совокупного объема госфинансирования здравоохранения. Все это, по мнению Татьяны Яковлевой, привело к тому, что «система государственных гарантий на деле оказывается лишь декларацией», которая к тому же прикрывает «скрытую, но почти узаконенную систему платной медицинской помощи». «Подрывается доверие населения к государству, к его институтам социальной защиты», -- подчеркнула она. С этим согласился и руководитель Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, не упустивший возможности лишний раз упомянуть про недостаток финансовых ресурсов.
Однако такое единство наблюдалось далеко не во всем. Серьезные споры о том, в чьем кармане эти ресурсы искать, и о других вариантах устранения дисбаланса между обещаниями государства и его возможностями, похоже, только начинаются. Минздравсоцразвития во внесенных вчера законопроектах предлагает, по сути, сделать ставку на поиск «внутренних ресурсов» -- как в плане сокращения объемов гарантированной населению бесплатной помощи, так и в плане повышения эффективности системы ОМС. Правда, Владимир Стародубов заверял вчера, что «перечень заболеваний, на которые распространяются госгарантии, практически не изменится», -- разве что стоматология для взрослых практически окончательно станет платной, даже вырвать зуб по одному лишь полису будет невозможно. Речь, по его словам, идет только о конкретизации заболеваний и видов оказываемой помощи в соответствии с новыми стандартами, которые, впрочем, еще предстоит разработать. Но любая конкретизация будет означать законодательно закрепленное сокращение ныне существующего перечня, в котором просто перечислены практически все известные науке заболевания. Приток же внебюджетных средств в здравоохранение предполагается обеспечить за счет соплатежей граждан (законопроект определяет ряд условий, при которых лечение легально проводится на платной основе) и реформирования системы ОМС. В частности, перераспределение средств из территориальных фондов ОМС в пользу Федерального фонда, по замыслу руководителей Минздравсоцразвития, даст возможность выделять из центра целевые субвенции отсталым областям и республикам, что позволит их населению получать медицинскую помощь в тех же объемах, что и жителям регионов-доноров.
Судя по вчерашним выступлениям депутатов Госдумы, с возможностью расширения доли частной медицины они готовы согласиться, но лишь при условии, что государство со своей стороны будет также увеличивать ассигнования на здравоохранение. Заверения Михаила Зурабова в том, что правительство по мере возможностей заботится о росте финансирования (в частности, расходы на лекарственное обеспечение за четыре последних года выросли с 62 до 147 млрд руб.), похоже, показались им не слишком убедительными. Татьяна Яковлева, в частности, предложила искать дополнительные деньги не только у нуждающегося в лечении населения, но и направить в медицинскую сферу, например, часть акцизов с продаж алкоголя и табака или отчислений от доходов игорного бизнеса. «Не исключаю, что в крайнем случае может зайти речь и об использовании средств стабилизационного фонда», -- заявила она.
Пока законодатели и представители исполнительной власти договорились лишь о создании рабочих групп для экспертной оценки всех законопроектов, касающихся реформы здравоохранения, и прогнозирования социальных последствий их реализации. Однако очевидно, что отказываться от своих реформаторских планов Белый дом не намерен. Модернизация системы ОМС и сопутствующие ей преобразования активно обсуждаются в правительстве уже не первый год. Более того, в ряде регионов уже два года проводится эксперимент, призванный стимулировать увеличение взносов из местных бюджетов в систему медицинского страхования. И как известно, одним из ответственных за этот эксперимент был бывший глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов, который сегодня возглавляет профильное медицинское ведомство.
Олег ВОЛКОВ