|
|
N°224, 07 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Очень удобное место»
Владимир Путин повел «Газпром» через Турцию в Израиль
Как и ожидалось, основным экономическим документом, подписанным в ходе визита Владимира Путина в Анкару, стал меморандум о сотрудничестве в газовой сфере между «Газпромом» и турецкой компанией Botas. Президент России давно лично участвует в продвижении внешних связей газового монополиста на наиболее важных экспортных направлениях. Несмотря на подавляющее превосходство «Газпрома» в сфере поставок газа в Турцию, политическое прикрытие главе концерна Алексею Миллеру здесь было очень важно. Год назад «Газпрому» с трудом удалось урегулировать конфликт с Анкарой вокруг экспорта газа по «Голубому потоку», и сейчас было очень важно подтвердить договоренности на самом высоком уровне. Это и было сделано с помощью меморандума. Владимир Путин даже назвал Турцию «очень удобным местом для расширения деятельности на международной энергетической арене».
Поставки российского газа в Турцию составляют львиную долю российского экспорта в эту страну (чуть меньше 70% его объема), что определяет существенный дисбаланс в товарообороте в пользу России. В текущем году Турция получит из России около 14 млрд кубометров газа, в том числе по «Голубому потоку», проложенному по дну Черного моря, около 3,3 млрд (это несколько превышает установленную в контракте планку «бери или плати»). Остальной объем российского газа поступает в страну по двум балканским трубопроводам. При этом его экспорт в Турцию будет расти за счет постепенного увеличения транзита через «Голубой поток», на проектную мощность -- 16 млрд кубометров в год -- его планируется вывести к 2009 году.
Несмотря на доминирующее положение среди поставщиков газа в Турцию (небольшой объем газа Анкара покупает у Ирана, немного СПГ поступает из Алжира), «Газпром» до последнего времени не пытался активно работать на этом рынке. Сейчас ситуация изменилась, о чем и свидетельствует подписание меморандума. К такому шагу российский концерн подтолкнул серьезный газовый кризис, который разразился в отношениях с Турцией в прошлом году. Тогда Botas по настоянию политического руководства страны отказалась отбирать и оплачивать газ из только что введенного в эксплуатацию «Голубого потока». Поводом для этого послужила опечатка в формуле цены, зафиксированной в контракте по купле-продаже газа. Турецкая сторона потребовала снизить цену на 30% и уменьшить объем, на который распространяется правило «бери или плати». Полугодовое противостояние завершилось подписанием пакета документов, которые устранили опечатку, снизили цену газа «Голубого потока» до стоимости топлива, которое «Газпром» экспортирует в страну через Балканы, и установили порог «бери или плати» на уровне 75% от максимального контрактного объема. Между тем основания для смягчения обязательств турецкой стороны были, финансовый кризис 2000 года реально уменьшил спрос на газ и замедлил развитие газораспределительной инфраструктуры (газификация и хранение газа). Последнее особенно актуально в связи со значительными сезонными колебаниями потребления газа в Турции.
В меморандуме прописаны подходы и готовность «Газпрома» участвовать в решении этих проблем и развивать его присутствие на газовом рынке Турции. Во-первых, намечено строительство подземного газового хранилища (ПГХ) объемом 2 млрд кубометров к западу от Анкары, в районе Соленого озера. Это позволит аккумулировать российский газ, поступающий летом, чтобы компенсировать зимний пик нагрузки в Турции. Но самыми неожиданными выглядят, как сказано в пресс-релизе «Газпрома», «совместные проекты по организации транзита газа через территорию Турции на рынки третьих стран, в которые российский газ сейчас не поставляется, в первую очередь в южном направлении». «Времени новостей» из источников, близких к переговорам, стало известно, что такой «третьей страной в южном направлении» является Израиль. Речь идет о проекте продолжения «Голубого потока» из центра Турции до ее средиземноморского побережья. А затем возможны варианты: либо прокладка оттуда до Израиля подводной трубы, либо строительство на турецком берегу ПГХ и производства по сжижению газа и затем его транспортировка по морю в Израиль. Летом делегация «Газпрома» уже обсуждала эти планы в Израиле, где, несмотря на очевидную дороговизну российского газа (из-за дальности и сложности транспортировки), по политическим соображениям заинтересованы в его поставках из России, а не из соседнего Египта. Объем возможных поставок оцениваются в 4--6 млрд кубометров ежегодно. Попытки корреспондента «Времени новостей» оценить политические риски этого проекта, учитывая негативное отношение к нему арабских стран, у источников в российской делегации в Анкаре успехом не увенчались. Удалось только выяснить, что возможность строительства газопровода из Турции в Израиль через Сирию не обсуждается.
Аркадий ДУБНОВ, Алексей ГРИВАЧ