|
|
N°224, 07 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Индия ревнует Россию к информационным технологиям
Нашим странам предстоит мирно сосуществовать на IT-рынке
Хотя во время завершившегося в воскресенье официального визита Владимира Путина в Индию и не были подписаны документы, напрямую касающиеся сотрудничества в области информационных технологий, второй день визита был посвящен именно IT. Президент посетил кампус крупнейшей в стране IT-компании Infosys, расположенный в технопарке Бангалора.
В американском Редмонде, городе, где находится штаб-квартира Microsoft и где практически все здания принадлежат корпорации, внешняя разница между «промышленной» программистской зоной и близлежащим Сиэтлом отсутствует. В Бангалоре же технопарк расположен в нескольких сотнях метров от бедной окраины обычного индийского города -- с грудами мусора, нищими, лачугами и бродячими коровами. А внутри ограды технопарка -- другой мир, с полями для гольфа, бассейнами, магазинами, спортзалами и превосходными помещениями для программистской работы. Но, удивительное дело, это великолепие представляет собой не просто контраст с индийской повседневной и почти повсеместной действительностью. Все гораздо серьезнее. Если бы рядом находился редмондский кампус Microsoft, то и он проиграл бы индийскому. По ряду критериев, начиная от красоты ландшафта и заканчивая степенью жизнерадостности IT-пролетариев.
В Бангалоре это весьма молодые люди. Никакого интернационала, все как один индийцы. Парней заметно больше (они носят исключительно европейскую одежду), но немало и девушек, по большей части одетых в сари. Это -- программисты. Из разговора выяснилось, что отлаживают софт для весьма сложных компьютеров, отнюдь не для PC, по заказу транснациональных IT-компаний. Например, для крупнейших европейских и американских поставщиков программных продуктов компьютеризации бизнеса. Учились здесь же, в Бангалоре. Система обучения от нашей отличается кардинально. Два года в колледже после окончания школы, и ты программист. Дальнейшая учеба возможна и обязательна только для руководителей проектов, а их один на несколько десятков разработчиков.
Главу российского Мининформсвязи Леонида Реймана индийские журналисты спрашивали главным образом о том, нельзя ли индийским программистам получить заказы в России и не планирует ли Россия конкурировать с Индией на мировом IT-рынке. На второй вопрос министр отвечал: ну куда нам с нашими 500 млн долл. против ваших 13 млрд в год, нам у вас учиться надо, какая уж конкуренция, да и рынок растет, всем места хватит. Видимого успокоения спрашивающим это, однако, не принесло. Ранее сделанные заявления министра о намерении России выйти в число мировых лидеров в производстве программного обеспечения явно не прошли незамеченными.
В беседе с корреспондентом «Времени новостей» Леонид Рейман эти заявления подтвердил. Комментируя высказывания индийской прессы о том, что «Индия заразила Россию» идеей IT-роста, Леонид Рейман сказал, что внешнее влияние ни при чем: темпы роста отрасли намного опережают рост экономики в целом, так что рассчитывать на удвоение ВВП (а такова поставленная президентом задача) без IT-индустрии невозможно. Президент группы компаний Verysell Михаил Краснов в связи с этим отмечает, что разработанная с участием бизнес-сообщества концепция развития IT-отрасли при определенных условиях действительно может вывести Россию к 2010 году на объем IT-рынка в 40 млрд ежегодно. Но государству необходимо принять наконец принципиальные и бескомпромиссные решения о поддержке отрасли. Здесь опыт Индии, с 1991 года целенаправленно делающей это, весьма важен.
Не всем информационные технологии одинаково полезны. Например, софт, используемый в продаваемом Индии российском оружии, индийцев не радует. По вполне понятным причинам: могли бы разработать сами. Индия сегодня -- крупнейший в мире производитель компьютерных программ и, возможно, вполне могла бы сама управиться с программированием процессоров, управляющих ракетами, -- если бы им отдали эту работу на аутсорсинг.
Андрей АННЕНКОВ, Дели--Бангалор--Москва