Время новостей
     N°223, 06 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2004
Умерла Алисия Маркова
Балерина при рождении получила имя Лилиан Алисия Маркс, Марковой ее сделал Дягилев. Маркова стала его последним открытием -- увидев тринадцатилетнюю девчонку в классе, он позвал ее в труппу, а через год стал поручать балеринские партии. Пять лет он лепил ее легенду («маленькая Павлова»), а балерина не жалела себя, соглашаясь на самые рискованные эксперименты.

Он умер, когда ей было девятнадцать, и Маркова осталась не у дел. Она решила искать спасения дома, в Лондоне. Это казалось не слишком разумным: балетной труппы в Англии не было. Но у последнего ребенка Дягилева было дягилевское чутье новизны: она поспела к открытию эпохи. В значительной степени эту эпоху создав.

В Лондоне возник «Клуб балета», затем «Общество Камарго». Целью их было создание национального балета. Начинающий балетмейстер Фредерик Аштон предложил Марковой работать с ним. У них были самые большие гонорары в труппе: за спектакль -- 10 шиллингов и 6 пенсов.

А потом все стало получаться. В 1932-м она поставила для Балета Сэдлерс-Уэллс (будущий Королевский балет) фокинскую «Шопениану»; тогда же -- второй акт «Лебединого озера», став первой балериной, станцевавшей в Великобритании Королеву лебедей. Она стала английской Балериной -- островитяне поняли, что это такое. Могла бы царить хоть до XXI века. Но ушла из Сэдлерс-Уэллс в 1935-м. Королевство ахнуло. Аштон проводил ее матерщиной. Но Марковой хотелось независимости и гастролей -- на что, кроме дягилевской наследственности, это можно списать? Спустя десятилетия говорили, что балет в Англии собственно и возник, когда из труппы ушла Маркова, -- зрители стали ходить на труппу и ансамбль, а не на одну балерину.

Маркова создала с Антоном Долинным (еще одним англичанином, получившим у Дягилева русское имя) свою труппу, в 40-х выступала в Штатах (ее лучшую роль -- Жизель -- балетоманы поставили вровень с Жизелью Спесивцевой; мемуары балерина назвала «Жизель и я»). В 50-х создала труппу Festival Ballet (теперь English National Ballet, вторая по значению труппа в Великобритании). В 60-х руководила балетной труппой «Метрополитен-опера». В 1963 году сбылась мечта -- она стала Дамой (как и Дягилев, она любила титулы). Всю жизнь нежно вспоминала о великом менеджере, забравшем ее из школы. И, как и он, никогда ни о чем не жалела.

Анна ГОРДЕЕВА