|
|
N°225, 08 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Моя цель -- улучшение имиджа НАТО в глазах россиян»
9 декабря в Брюсселе пройдет заседание Совета Россия--НАТО (СРН) на уровне глав внешнеполитических ведомств. О том, как складываются взаимоотношения Альянса с Россией в рамках СРН, спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ беседует с Изабель ФРАНСУА, возглавившей в ноябре Информбюро НАТО в Москве.
-- В том, что женщины занимаются оборонными вопросами, ничего удивительного. Я была рада недавней встрече и с г-жой Куделиной (начальник службы экономики и финансов Минобороны России. -- Ред.). В странах НАТО есть и министры обороны -- женщины.
Мое же назначение директором Информбюро НАТО в Москве скорее отражает эволюцию в наших отношениях с Россией. В последние годы мы плодотворно работаем в Совете Россия--НАТО. И я приехала в Москву с опытом такой работы, надеюсь поделиться им. Есть что рассказать.
Я гражданское лицо. У нас в Канаде очень интегрированные штабы, военные и гражданские тесно сотрудничают. И я участвовала в их работе как гражданский эксперт.
-- А что входит в мандат директора Информбюро НАТО?
-- Передо мной стоит четкая задача: информировать российскую общественность о роли и политике НАТО и, конечно, рассказывать о достижениях в работе СРН.
Это проведение семинаров и конференций, организация визитов российских политологов и общественных деятелей в штаб-квартиру НАТО, а также визитов официальных лиц и экспертов НАТО в Россию. Мы планируем открыть в регионах России несколько документационных центров. Предстоит оптимизировать и нашу российскую страничку в Интернете. Важный аспект -- взаимодействие с прессой. Моя долгосрочная цель -- улучшение имиджа НАТО в глазах россиян. Задача сложная, но этим заниматься стоит.
-- Ваша должность предполагает ротацию?
-- Конечно, людям надоедает видеть одно и то же лицо. Даже женское (смеется). На реализацию задач мне отведено три года.
-- Формированием имиджа НАТО занимаются и посольства стран -- членов Альянса. Вы будете координировать с ними усилия?
-- «Координация» -- слишком сильное слово. Я сотрудник международного секретариата и представляю генсека НАТО. Но у нас тесные контакты с посольствами. И я рассчитываю на их помощь. Особенно на посольство Италии, являющееся «контактным пунктом НАТО» в Москве.
-- Что это означает?
-- Выбор «контактных пунктов НАТО» ротируется среди членов Североатлантического совета (САС). Это мандат на два года. В Москве он с 1 сентября перешел от посольства США к посольству Италии.
-- Каким видится вам Альянс?
-- Если бы НАТО не было, его следовало бы создать. Это уникальная организация. (В ее основе -- Североатлантический договор, подписанный 4 апреля 1949 года в Вашингтоне. -- Ред.) Структура НАТО позволяет использовать и политические, и военные средства. Мандат НАТО состоял в обеспечении безопасности и обороны входящих в нее государств. Но в последние 15 лет он адаптировался к новым условиям безопасности. Конечно, НАТО по-прежнему обеспечивает безопасность и свободу государств-членов, но в то же время содействует поддержанию в Европе миропорядка, основанного на общих демократических ценностях. Эволюционируя, НАТО сохранило способность к оперативной реализации своих целей.
-- Но теперь Евросоюз создает собственные военные структуры...
-- В июне утверждена концепция боевых групп, на основе которой создаются силы быстрого развертывания ЕС. НАТО и ЕС обсуждали этот проект как на рабочем уровне, так и в рамках «группы НАТО--ЕС по потенциалу».
Формирование сил быстрого реагирования НАТО и сил быстрого развертывания ЕС -- это параллельные, но независимо развивающиеся инициативы. Во избежание чрезмерного дублирования они будут взаимодополняющими и взаимоукрепляющими.
-- Коллизии вокруг Ирака ослабили влияние США в организации?
-- Напряженность в отношениях между Европой и Америкой в рамках Альянса преувеличена. Опросы общественного мнения по обе стороны Атлантики, в частности Фондом Маршалла в Германии, свидетельствуют о заинтересованности в сохранении прочных трансатлантических связей. Демократическое общество предполагает различия во мнениях, «культуру диалога». НАТО -- дискуссионный форум, где возможны компромиссы. И в этом смысле оно полезный механизм для упрочения трансатлантических отношений.
-- Нет ли желания у некоторых членов Альянса вернуться от СРН к временам Постоянного совета партнерства, известного как «19+1», где России противостоял единый Альянс из 19 членов?
-- СРН -- это совет 27 государств, являющихся равноправными партнерами. Мой опыт работы в форматах «27» и «19+1» свидетельствует, что ранее такой постоянный контакт с военными коллегами из России по разработке конкретных проектов был невозможен. В рамках СРН поддерживается и политический диалог по актуальным вопросам. В повестке дня меньше запретных тем, что свидетельствует о зрелости отношений. Соглашаемся мы не по всем вопросам, но обсуждаем проблемы, представляющие интерес для всех «27».
-- Что ожидается на открывающемся 9 декабря в Брюсселе заседании СРН на уровне глав внешнеполитических ведомств?
-- Министерская встреча -- это возможность подвести итоги работы и наметить задачи на будущее. Ожидается утверждение Плана действий по совместной борьбе с терроризмом. Работа над планом усилилась после трагедии в Беслане. План содержит конкретные превентивные меры борьбы с терроризмом, а также меры в области чрезвычайного гражданского планирования. Антитеррор -- ключевое направление работы СРН. Но будет принят и ежегодный рабочий план СРН еще по 17 направлениям сотрудничества.
Предполагается обмен письмами между генсеком НАТО и российскими официальными лицами о поддержании Россией средиземноморской операции НАТО «Активное усилие». Это станет шагом вперед в развитии оперативного сотрудничества между РФ и НАТО, утраченного с уходом российских сил с Балкан.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ