|
|
N°223, 06 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газ и проливы
Глава государства российского впервые в Турции официально
Сегодня Владимир Путин совершает однодневный визит в Турцию. Российского президента ждали здесь в начале сентября, но тогда трагедия в Беслане заставила изменить эти планы. В современной истории это первый официальный визит главы российского государства в Турцию. В 1999 году в Стамбуле, правда, побывал Борис Ельцин, но как участник саммита ОБСЕ. Итоги того стамбульского саммита до сих пор отзываются в Москве нервной икотой. Согласно подписанным там документам Россия обязалась вступить в переговоры с Грузией о полном выводе российских военных баз, что пока так и не стало фактом.
На этот раз во время пребывания в Турции никаких рискованных обязательств российский президент брать на себя не собирается. Предполагается подписание нескольких документов, среди которых главными являются Декларация об углублении многопланового партнерства и Меморандум о развитии сотрудничества в газовой области «Газпрома» и турецкой компании «Боташ». Ожидается подписание российско-турецких соглашений о предотвращении инцидентов на море и о сотрудничестве между Дипломатической академией и Центром стратегических исследований при МИД Турции.
Как отметил в беседе с «Временем новостей» бывший замминистра иностранных дел России и бывший посол в Турции Альберт Чернышев, подписание политической Декларации может стать «предтечей новых взаимоотношений между Россией и Турцией, которые позволят им стать стратегическими партнерами». Турция с ее 75-миллионным населением -- чрезвычайно важная страна для России. Оба государства расположены на двух материках, Европе и Азии, что делает их ключевыми игроками на евразийском пространстве.
В начале 90-х годов прошлого века российско-турецкие отношения были далеки от идиллии. Тогда, после распада СССР и образования на его территории независимых государств, в Турции были популярны идеи распространения пантюркистского влияния на мусульманские республики СНГ и некоторые регионы России. Это не вызывало восторга в Москве. Однако выяснилось, что блистательной перспективы у пантюркизма в СНГ не наблюдается. У российско-турецких отношений нашлись более крепкие основания -- торговые. Челноки заполонили российские рынки дешевым турецким ширпотребом. По оценкам Альберта Чернышева, ежегодный объем челночной торговли доходил до 5 млрд долл. Сегодня эта цифра гораздо меньше и будет уменьшаться с введением в России нового Таможенного кодекса, который вынудит челноков платить серьезные налоги.
Ныне российско-турецкий товарооборот достигает 10 млрд долл. Существенную его часть составляют поставки в Турцию российского газа, что приводит к торговому дисбалансу в пользу Москвы. Анкара стремится выровнять дисбаланс, предлагая Москве увеличить бартерные поставки в счет оплаты за газ. Г-н Чернышев считает, эта тема сегодня одна из центральных.
Турки готовы сделать россиянам и более интересные предложения. В программе приватизации, которую осуществляет правительство Эрдогана, может найтись место и российскому капиталу. Как сообщил «Времени новостей» г-н Чернышев, российские компании могут получить приглашение поучаствовать в тендерах на приобретение акций черноморского порта Искандерун, газовых сетей в крупном промышленном центре Бурса, ряда табачных и даже алкогольных предприятий.
Трудно обойти в российско-турецком диалоге и тему турецких проливов. Анкара стремится ограничить пропуск через Босфор и Дарданеллы нефтяных танкеров, постоянная опасность аварий которых держит в напряжении десятимиллионный Стамбул. Ежегодно там провозится до 120 млн. тонн нефти. Прямое отношение к этой проблеме имеет и перспектива строящегося нефтепровода Баку--Джейхан. Анкара видит в нем альтернативу экологически опасному транзиту через проливы, а Москва считает, что проект ущемляет интересы России. Пожалуй, в этих вопросах позиции сторон расходятся наиболее существенно.
Не исключен разговор и на тему военно-технического сотрудничества. Россия ранее продавала Турции боевые вертолеты, БТР, стрелковое оружие. Предлагала Москва поставлять в Турцию и знаменитые винтокрылые «Черные акулы». Однако предыдущее правительство в Анкаре не рискнуло пойти на сделку, опасаясь недовольства партнеров по НАТО.
Дискуссии на политические темы не будут отягощены противоречиями. Позиции по Ираку схожи. Спокойно относится Кремль и к стремлению Турции стать членом Евросоюза. Сочувственной выглядит реакция Москвы на стремление турецкого руководства решить кипрскую проблему. Что касается чеченской проблемы, то в Турции, где проживают около 3 млн выходцев с Северного Кавказа, негативно относятся к экстремистам, ведущим сепаратистскую деятельность. Красноречивой демонстрацией этого стал арест за пару дней до прибытия Путина десяти чеченцев, неграждан страны, которые подозреваются в террористических замыслах.
Аркадий ДУБНОВ, Анкара