|
|
N°227, 10 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Монополисты пока могут спать спокойно?
По словам Артемьева: "Правительство рассмотрит новый документ 16 или 23 декабря. Мы планируем, что он поступит в Госдуму уже в феврале следующего года и вступит в силу с 1 января 2006 года". Об этом глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заявил, выступая в четверг в Торгово-промышленной палате (ТПП).
Во вторник главу ФАС поддержал министр экономического развития и торговли Герман Греф, который в ходе заседания Государственной думы призвал депутатов в ускоренном порядке рассмотреть и принять новый закон о конкуренции. По словам Грефа, принятие нового закона позволит создать в экономике страны конкурентоспособное производство, а также приведет к созданию "гибкой и быстро реагирующей на внешние и внутренние факторы экономической системы".
В отличие от Игоря Артемьева и Германа Грефа ряд экспертов высказывались довольно скептически. Считается, что юристам российских металлургов принадлежит следующий пассаж: «…подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС РФ) законопроект отражает стремление государства иметь дополнительный («антимонопольный») рычаг оперативного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Очевидно, что такое воздействие планируется оказывать далеко не на всех участников рынка, а лишь на тех, от деятельности которых зависит деятельность и имущественное положение унитарных предприятий, а также -- юридических лиц, контрольные пакеты акций которых находятся в государственной собственности. Не имея, однако, возможности закрепить данное положение напрямую, разработчики законопроекта постарались сконструировать его нормы таким образом, чтобы максимально расширить круг подпадающих под его действие лиц и регулируемых им действий».
Однако возможно в этой оценке и заложена перспектива прохождения законопроекта через правительство и парламент. Если в нем так своеобразно заинтересовано государство, то не исключено, что перед проектом будет зажжен зеленый цвет. На совещании в ТПП представители различных отраслей российской промышленности в целом поддержали предложенный законопроект, однако все передали главе ФАС Игорю Артемьеву свои предложения и замечания и почти все просили учесть в законопроекте особенности своей отрасли. Так Евгений Левичев, президент Объединения автопроизводителей России, заявил, что в целом одобряя проект закона, Объединение автопроизводителей хотело бы обратить внимание разработчиков на ряд моментов. Не очень понятно, что имелось в виду под понятием «монопольно высокие цены»… Хотелось, чтобы в законе это было расшифровано более четко. Второй момент -- это скорость изменения цен. К сожалению, в проекте закона этого тоже нет. Хотя все прекрасно помнят, что в начале этого года в результате картельных сговоров цена на металл изменялась если не еженедельно, то каждый месяц. Причем нами было подсчитано, что если реально расходы металлургов в силу объективных факторов увеличились на 12--14%, то отпускная стоимость на металл возросла на 30--40%... Я уверен, что норма, не допускающая подобные скачки ценообразования, явно возникающие в результате сговора, должна также появится в новом законе».
Одна из главных проблем в современной правоприменительной практике в необходимости антимонопольного ведомства доказывать ценовой сговор. При этом в арбитражных судах требуют чуть ли не экземпляр соглашения о повышении цен, подписанный всеми участниками картельного сговора. Таковых, разумеется, нет и быть не может. На этом неоднократно споткнулась ФАС в этом году, в конфликте с Единой торговой компанией (химическая промышленность, каустическая сода), с «Северсталью». Да и победы региональных структур ФАС в судах над участниками бензиновых монопольных сговоров -- это больше результат давления общественного мнения, чем плюсы нынешних законов о защите конкуренции. Новый законопроект «О защите конкуренции» снимает эту проблему. Одинаковая ценовая политика уже является основанием для принятия решения о картельном сговоре.
Глава ФАС Игорь Артемьев, выступая в ТПП, сказал, что новый законопроект вводит штрафные санкции в отношении нарушающих антимонопольное законодательство компаний. При этом размер санкций будет гораздо большим, чем сегодня. Действующие штрафы несоизмеримы с ущербом экономике, которые наносят монополисты. Вместо установленных в МРОТ наказаний (сейчас не более 16 тыс. долл.) планируется ввести штрафы от оборота компании. В частности, за злоупотребление доминирующим положением той или иной компанией будет взиматься штраф в размере 2% от оборота, за согласованные действия на рынке и создание картелей -- в размере 4% от оборота. Также законопроект «О защите конкуренции» уточняет порядок оказания государственной помощи хозяйствующим субъектам, определяет, кому и в каких рамках такая помощь может быть оказана. В новом законопроекте заложена возможность дисквалификации работников государственных органов за систематическое нарушение антимонопольного законодательства на срок от шести месяцев до трех лет.
Сегодня законопроект «О защите конкуренции» очень значим для страны, поскольку позволит останавливать практику картельных сговоров, препятствующих росту российской экономики. Жесткая линия ФАС -- один из немногих реальных инструментов по обеспечению роста ВВП. Ценовые сговоры -- повсеместное явление и в нефтяном секторе, и в металлургии, и в химической промышленности. Проблема только в том, что до 1 января 2006 года, когда закон, по словам Артемьева, вступит в силу, монополисты могут спать спокойно, а к тому времени ситуация может так измениться, что, скажем, в той же черной металлургии могут быть совсем другие проблемы. Вполне вероятно, что Китай, увеличив мощности своей сталелитейной промышленности, заставит российских металлургов снижать цены вне зависимости от ситуации с картельными сговорами на российском рынке.
Валерий СЕРГЕЕВ