Время новостей
     N°223, 06 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2004
Русский народный блокбастер
Состоялась премьера фильма «Личный номер»
Продюсер Сергей Грибков, снискав кассовый успех двумя сериями молодежной комедии «Даже не думай», выпустил новый проект, сработанный по тому же рецепту, однако на другой основе. Вместо легкомысленной шутки о трех начинающих бандитах публике представлен патриотический боевик. Однако принцип изготовления не изменился: когда задача поставлена, а модель для подражания выбрана, остается только техническая сборка. С ней справились хорошо. Режиссер Евгений Лаврентьев скроил фильм качественно: в нем почти нет натяжек, действие развивается стремительно и последовательно, все концы с концами в общем сведены, трюки эффектны, развязка, перипетии, кульминация на месте, монтаж стремителен и беспощаден, ритм бодр, реплики коротки. Можно насчитать еще немало того же рода достоинств и поставить молодому профессионалу высокую отметку с одной оговоркой: не забудем, что он пишет изложение, а не сочинение. То есть никакой отсебятины, исключительно «каноны голливудского кинематографа».

На успех авторы рассчитывают: фильм выйдет 340 копиями, это больше, чем у «Ночного дозора», рекламу обеспечат «Гемини» и Первый канал, ставки сделаны, остается только гадать, побьет «Личный номер» рекорд «Ночного дозора» или нет. Если бы не полная непредсказуемость нашего рынка, я бы поставила на «Ночной дозор» -- он был первым, в его основу легла забавная метафора, там много маленьких, но удачных актерских эпизодов, смешные реплики и совершенно безобидный, даже либеральный смысл: плохие и хорошие держали взаимный баланс, не нарушая принцип договора.

Другое дело «Личный номер». Самое интересное в котором то, как чужая жанровая схема наполняется -- практически независимо от воли создателей -- самобытным содержанием. Сотни американских «Крепких орешков» мы уже видели. Теперь получаем своего выдвиженца, понятно, майора ФСБ, сражающегося с международным терроризмом, то есть с арабскими фанатиками, которые в своих интересах используют чеченских сепаратистов и российских олигархов, у которых в свою очередь есть таинственные «заокеанские хозяева». Подражая Голливуду, авторы стремятся и к политкорректности, понимая ее как-то уж очень самобытно. Чеченцы, хотя и участвуют в захвате цирка, скорее жертвы, чем злодеи (чтобы не навредить переговорному процессу), американцы -- искренние союзники русских, их главный благородный генерал -- черный (в Голливуде все труднее назначить плохих -- союзники по НАТО давно отвоевали себе право на положительных персонажей), и обе спецслужбы солидарно спасают комичных, но все же вполне милых европейцев, чуть не отправив в небытие союзную, хотя и бестолковую Белоруссию. Зато латвийский банк, где хранится опасный груз, имеет название до того прозрачное, что лучше бы уж прямо говорили. И злодей по фамилии Покровский, спешащий на личном самолете из Лондона на переговоры с террористами, что с его же помощью проникли в Москву, персонаж, может, и собирательный, но уж из очень однообразных деталей...

Но более всего забавно другое. В стремлении снять кассовый, но идеологически правильный фильм кинематографисты обратились за помощью к силовым структурам. И помощь была оказана -- не просто охотно, а от всей души. Иначе никаких семи миллионов бюджета не хватило бы на взорванные ИЛ-76 и БТР, а также на прогулки бронетехники по ночной Москве и прочие дорогие спецэффекты. То есть рассказанная история, очевидно, показалась силовикам близкой и полезной. Совпадение особенно любопытно, ибо происходит оно где-то в глубинах национального подсознания.

Что же за историю нам рассказали? Начинается почти как документальное кино: энергичными мазками рисуют экспозицию на основе реальных событий. Реальный майор ФСБ был взят в плен в Чечне, и под пытками его вынудили дать показания о заложенных под жилыми домами взрывных устройствах. Позже ему удалось не только бежать, но и оправдать себя перед руководством, он доблестно служил и получил звание Героя России. Главный герой фильма (Алексея Смолина играет Алексей Макаров) тоже бежит сначала из плена, потом из-под ареста (взорвав при этом полевой штаб) и скрывается на даче ФСБ до тех пор, пока террористы не захватывают цирк. Не могу не отметить, что мне не кажется правильным показывать на приключенческом экране столь близкие к реальным события (снимали после «Норд-Оста» и до Беслана): есть какое-то неприличие в том, что в аттракцион превращается еще не успевшая отболеть рана. И как на это должны смотреть люди, потерявшие в терактах близких или пережившие этот ужас?

Но сразу после этого поворота сюжета фильм полностью теряет связь с реальностью и превращается в этакую бондиану: майор спасает мир, буквально преодолевая земное притяжение. Сказка вступает в свои права, и торжество нового русского героя происходит в волшебном пространстве чистого вымысла. (В страшном сне не приснится, что в основе приключений Бонда может оказаться реальная работа британской разведки, -- все-таки у них мухи отдельно.) Однако именно это мифологическое измерение, похоже, отвечает тайным чаяниям тех самых силовых структур, которые не видят иного способа восстановить свою подвядшую славу и хотят собственной героизации любой ценой.

На мой взгляд, авторов подвела сосредоточенность на жанровых задачах: они просто не успели поднять голов от редактирования на компьютере эффектных кадров с взрывающимися самолетами и не заметили, что в результате всех погонь и взрывов экшна у них получилось. А получился очень национальный продукт: герой, конечно, добр и смел, но побеждает он вопреки той системе, которой служит, а не благодаря ей, единственный его настоящий помощник -- случай, благоприятное стечение обстоятельств, а попросту -- чудо. По шучьему велению, по моему хотению на ковре-самолете я от бабушки ушел.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино