|
|
N°222, 03 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Банкротства может и не быть
Регистратор «М-Реестр» намерен сорвать собрание акционеров ЮКОСа
Намеченное на 20 декабря собрание акционеров ЮКОСа, где планируется рассмотреть вопрос о банкротстве или ликвидации компании (эти меры позволяют основному владельцу ЮКОСа -- Group MENATEP -- вернуть хотя бы часть своей собственности), может не состояться. Как рассказал Интерфаксу источник, близкий к компании «М-Реестр», являющейся реестродержателем ЮКОСа, регистратор не хочет участвовать в собрании, в частности выполнять функции счетной комиссии. В «М-Реестре» подтвердили, что пока не заключали с ЮКОСом договоров об участии в собрании. В опальной компании надеются, что смогут договориться и проблем не возникнет -- пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин заявил вчера: «Мы полагаем, что реестродержатель будет исполнять свои обязанности в соответствии с законодательством. Собрание акционеров назначено на 20 декабря, и никаких изменений по этому поводу не произошло».
Как пояснил «Времени новостей» один из сотрудников крупного российского холдинга, регистратор, заключая договор о ведении реестра, обязан выполнять функции счетной комиссии. «Однако для удобства расчетов иногда на каждую конкретную операцию заключается отдельное соглашение, и реестродержатель действительно может его не подписать», -- говорит он. Конечно, ЮКОС может обратиться к другому регистратору. Но здесь возникают два вопроса. Во-первых, неизвестно, захочет ли кто-либо вмешиваться в конфликт ЮКОСа и государства, которое не заинтересовано в проведении собрания акционеров нефтяной компании, так как против банкротства компании выступал Владимир Путин. А во-вторых, если даже кто-то согласится, нужно будет снова созывать совет директоров и переназначать дату внеочередного собрания, так как акционеры ЮКОСа уже получили материалы к собранию и, возможно, кто-то даже выслал заполненные бюллетени для голосования по адресу «М-Реестра».
По сведениям источника Интерфакса, в совете директоров «М-Реестра» большинство мест занимают представители компаний, подконтрольных Андрею Крайнову -- это бывший гендиректор «Волны», являющийся третьим обвиняемым по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева и находящийся под подпиской о невыезде. Нельзя исключать, что реестродержатель решил больше не связываться с ЮКОСом, дабы защитить свой бизнес.
Первоначально акционеры ЮКОСа 20 декабря должны были проголосовать за один из трех вопросов: выработку антикризисного плана, банкротство или ликвидацию компании. Но когда стало известно, что накануне собрания основная «дочка» ЮКОСа -- «Юганскнефтегаз» будет продана за долги холдинга перед государством, совет директоров снял рассмотрение антикризисного плана с повестки дня.
Как известно, долг ЮКОСа перед бюджетом, не считая претензий налоговиков к его дочерним компаниям, уже превысил 20 млрд долл., при том что погашено пока менее 4 млрд долл. Стартовая цена «Юганскнефтегаза» составляет 8,7 млрд долл., и не исключено, что полученных на аукционе средств не хватит для погашения всей суммы долга. Тогда распродажа активов ЮКОСа продолжится. При этом судебные приставы сами будут решать, когда и какое имущество выставлять на аукцион. Судя по всему, следующим активом для продажи на аукционе станет вторая добывающая «дочка» ЮКОСа» -- «Самаранефтегаз». Вчера ее представитель сообщил информационным агентствам, что компания получила решение межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам о взыскании с предприятия около 8,5 млрд руб. налогов за 2002 год. По его словам, сейчас проходит проверка деятельности компании за 2001 и 2003 годы. Первоначально сумма претензий за 2002 год составляла 7,5 млрд долл., но после рассмотрения возражений «Самаранефтегаза» на полученный ранее акт претензии возросли на 1 млрд долларов.
Как указывается в материалах, разосланных к собранию акционеров ЮКОСа, компания утратила финансовую устойчивость и ее деятельность полностью зависит от заемных источников финансирования. Можно ли считать компанию банкротом -- решает суд. Однако после того, как дело о банкротстве принимается к производству, согласно законодательству распродажа активов ЮКОСа должна быть прекращена. Дальнейшую судьбу банкрота определяет назначенный судом арбитражный управляющий. Но менеджмент при этом теряет возможность управлять имуществом и финансовыми потоками холдинга, а Group MENATEP становится кредитором, требования которого должны быть удовлетворены раньше, чем претензии государства. В случае ликвидации акционеры ЮКОСа оказываются в еще более выигрышном положении -- компания сама формирует ликвидационную комиссию, состоящую только из ее менеджеров. Список кандидатов, кстати, уже направлен акционерам: возглавить комиссию должен председатель правления ЮКОСа Стивен Тиди, в ее состав входят первый вице-президент Михаил Трушин, президент «ЮКОС ЭП» Юрий Бейлин, старший вице-президент Александр Темерко, финансовый директор Брюс Мизамор, а также директор по торговле и транспортировке нефти «ЮКОС-РМ» Михаил Елфимов.
Денис РЕБРОВ