|
|
N°222, 03 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Управление рисками
Государство поможет экспортерам свести к минимуму опасность финансовых потерь
Сегодня во Внешэкономбанке продолжится семинар, участники которого обсуждают один из наиболее важных вопросов для российских экспортеров: как минимизировать риски при кредитовании зарубежных импортеров, пожелавших купить российские промышленные товары. Как считают эксперты, разработанная (в том числе по результатам семинара) методика определения страновых рисков позволит существенно снизить опасность финансовых потерь отечественных компаний и государства при работе на внешнем рынке промышленной продукции.
Уже никто не спорит с тем, что экономика России не может дальше расти опережающими темпами исключительно на базе сырьевых отраслей, даже в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. В правительстве уже который год говорят о необходимости диверсификации экономики, о развитии перерабатывающих отраслей, поскольку только увеличение их доли в ВВП и экспорте позволит ослабить зависимость страны от колебаний мировых цен на сырье. В октябре прошлого года кабинет министров утвердил концепцию государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. По сути, она преследует две цели -- увеличить в российском экспорте долю продукции с высокой степенью переработки и повысить конкурентоспособность наших товаров на внешнем рынке. Одна из мер, которая, как считают в правительстве, приблизит достижение этих целей, -- господдержка российских экспортеров в виде гарантирования экспортных операций и возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам. Такая схема выгодна и экспортерам, и государству. Экспортер снижает риски при заключении сделок с зарубежными компаниями-импортерами или банками. Государство решает задачу ускорения диверсификации экономики.
Проблема структуры российского экспорта назрела и перезрела. По данным Минэкономразвития, сегодня только на пять основных товарных позиций приходится более 60% зарубежных поставок, а на десять позиций -- 70%. Причем все эти позиции включают лишь однородные сырьевые товары и материалы. В большинстве секторов глубокой переработки, прежде всего в торговле машинами и оборудованием, позиции России чрезвычайно слабы, а ее доля в мировом экспорте не превышает нескольких десятых, а то и сотых долей процента. Так, в торговле машинотехнической продукцией удельный вес России составляет около 0,3%, автомобилями -- 0,1%, электроникой -- 0,04%. Доля России на мировом рынке высоких технологий всего около 0,3%.
Чтобы переломить ситуацию, и была разработана концепция поддержки несырьевого экспорта. Программу господдержки экспортеров предполагалось запустить уже в этом году, на что федеральным бюджетом 2004 года выделялось 500 млн долл. Однако этого сделать не удалось. Правительство не успело вовремя определить процедуры предоставления госгарантий по экспортным контрактам. Правила выдачи гарантий были утверждены только в июле. А страновые лимиты, зафиксировавшие, какие объемы кредитов под гарантии России можно выдавать импортерам того или иного государства, определили только в октябре. Впрочем, и этого оказалось недостаточно для полноценного запуска программы поддержки экспорта. Необходимо еще создать методику определения страновых рисков, чтобы отечественные экспортеры и государство, их страхующее, дав импортеру деньги взаймы на покупку российской продукции, потом не сидели у разбитого корыта: мол, компания-импортер была такая надежная, но кто же знал о готовящемся госперевороте.
Правильно оценить финансовую состоятельность страны, компания которой импортирует российские товары посредством российского же кредита, важно еще и потому, что Россия может предоставлять госгарантии экспортеру, только если страна-партнер дает аналогичные гарантии своему импортеру. Однако, как сообщила «Времени новостей» заместитель директора департамента гарантий и инвестиций Внешэкономбанка Людмила Рыбакова, во многих странах, куда Россия собирается экспортировать свою продукцию, выдача таких госгарантий законодательно запрещена. «В этой ситуации на основе методики определения страновых рисков мы и должны решить, с кем работать: видимо, с госкомпаниями либо с теми, в которых большая доля присутствия государства», -- говорит Людмила Рыбакова.
В семинаре во Внешэкономбанке помимо чиновников из Минфина, МЭРТ, сотрудников Росэксимбанка («дочка» ВЭБ) участвуют представители канадской компании IFС, глава которой в свое время принимал участие в формировании правил предоставления экспортных кредитов в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Советы, которые дают российским коллегам зарубежные эксперты, чрезвычайно ценны. «Методология, которой пользуются страны ОЭСР, конфиденциальна, получить ее целиком мы не можем, -- отмечает г-жа Рыбакова. -- Поэтому нам придется разрабатывать ее самостоятельно, используя в том числе тот опыт, которым с нами поделится IFС».
«С появлением российской методики оценки страновых рисков государство получит реальный механизм задействования концепции развития господдержки промышленного экспорта», -- уверена Людмила Рыбакова.
Михаил ВОРОБЬЕВ