|
|
N°222, 03 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Короткий брак и долгая помолвка
В Москве проходит фестиваль французского кино
Пятый юбилейный фестиваль «Французское кино сегодня», как и четыре предыдущих, к явлениям культуры имеет отношение гораздо меньшее, чем к пропаганде -- образа жизни, алкогольных напитков и продукции ведущей европейской индустрии по переработке целлулоида в чистую прибыль.
Стереотипное восприятие французского кинематографа как искусства, противостоящего попкорновой американской агрессии, вывело Россию в первую пятерку стран, потребляющих комедии с Жераром Депардье и боевики с Жаном Рено в промышленных количествах. Для укрепления завоеванных позиций и существует традиционное декабрьское мероприятие -- ни для чего другого более. Все фильмы, которые с четверга по воскресенье будут показывать в кинозале ЦДЛ (от дорогостоящей «Долгой помолвки» Жене до безбюджетного киноэтюда «Санса» музыканта, режиссера и фотографа Зигфрида), куплены российскими прокатчиками и выйдут тихой сапой на экраны, как только иссякнут реки спонсорского коньяка и покинут пределы России французские звезды, мобилизованные для пропагандистского декабрьского марш-броска «Юнифрансом», организацией, созданной специально для завоевания мировых рынков.
Фильмов девять. Показанные за один присест, они дают полное представление о том, чем сегодня славна главная европейская кинофабрика. Помимо новой совместной работы Жан-Пьера Жене и Одри Тоту («Долгая помолвка»), славна она пошлейшими шпионскими комедиями («Профессионалы» с Жераром Депардье), комедиями полукриминальными («Пей до дна» с Эммануэль Беар), комедиями про отношения («Квартирант» с Фредериком Дифенталем) и отношенческими же драмами вроде «Взгляни на меня» Аньес Жауи (сценаристки и режиссера, во время последнего Каннского кинофестиваля пребывавшей в полной уверенности, что ее многословное и усыпляющее произведение про быт стареющего эгоиста, его молодой жены и дочки с избыточным весом получит «Золотую пальмовую ветвь»).
Фирменный человек-бренд нового французского кино Франсуа Озон хотя и обещал, в Москве на этот раз лично не появится. Его фильм «5х2» был не самым худшим участником конкурсной программы Венецианского кинофестиваля, но большого резонанса не вызвал -- ничего нового ни по части формы, ни по части содержания. Тем не менее история распада отдельно взятой семьи (трогательная в своей неуклюжести Валерия Бруни-Тедески и Стефан Фрейс, похожий на всех современных мужчин одновременно), рассказанная в обратном хронологическом порядке (от развода до знакомства), по прошествии времени вызывает воспоминания не менее грустные и болезненные, чем «Необратимость» Гаспара Ноэ. В отношения героев Озона не вторгались враждебные обстоятельства -- ничего, кроме самой современной городской жизни, любой брак (по мнению режиссера) превращающей в крайне ненадежную и недолговечную конструкцию. Те опции, которые при помощи главных и второстепенных героев демонстрирует Озон (гражданский брак, брак официальный, гомосексуальные отношения, супружеская верность и супружеская неверность), в ста случаях из ста ведут к одному и тому же -- к расставанию и судебным издержкам. «5x2» заканчивается идиллическим стоп-кадром, который никого не может обмануть: двое, взявшись за руки, удаляются в сторону горизонта, за которым их ждет (и мы это уже знаем) вовсе не счастье, а пьяный свадебный угар, тяжелая беременность, охлаждение мужа, обустройство быта и звонок адвокату.
В контексте пятилетней истории фестиваля «Французское кино сегодня» «5х2» выглядит менее радикальной, но вполне адекватной репликой на прошлогоднюю картину «В моей коже» Марины де Ван (кстати, соавтора сценария озоновских «Восьми женщин»). Героиню де Ван непереносимость существования в рамках предельно развитой буржуазной цивилизации привела к самоедству в самом прямом смысле этого слова: она бросила работу и жениха и заперлась в гостиничном номере, чтобы сожрать себя заживо. Для героев Озона расфокусированная современность и факультативность любых связей и обязательств в условиях большого города заканчивается всего лишь распадом семьи. Или не «всего лишь».
Мария КУВШИНОВА