|
|
N°222, 03 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не пилите Паганини
II Московский конкурс скрипачей подвел итоги
Если музыкальные конкурсы проводятся, значит, они кому-то нужны. Молодым исполнителям, желающим заявить о своих ярких талантах; меценатам, мечтающим одарить юное дарование; известным музыкантам, расположившимся в креслах жюри, чтобы направить меценатов по верному пути. Зачем искать кого-то на стороне, если совсем рядом с тобой растет вполне талантливый музыкант? Так и становятся ученики известных профессоров из жюри лауреатами конкурсов.
Завершившийся на этой неделе II Московский конкурс скрипачей имени Паганини под председательством Сергея Стадлера по итогам во многом повторил конкурс прошлогодний. Год назад ученики замечательного профессора Московской консерватории и члена жюри конкурса Эдуарда Грача Елена Семенова и Надежда Токарева заняли, соответственно, первое и второе места (Гран-при не присуждался), а сейчас его же ученики стали обладателями Гран-при и первой премии. И здесь не было никакого подвоха в судействе. Действительно, на конкурсе по уровню мастерства не было равных Алене Баевой, и она абсолютно по праву получила Гран-при -- возможность год играть на скрипке Страдивари, принадлежавшей в свое время знаменитому скрипачу и композитору Генрику Венявскому, а ныне находящейся в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Точно так же, как заслужил свою первую премию (10 тыс. долл.) Квун Хюк Джу -- корейский музыкант из московского класса Эдуарда Грача. Отрыв этих двух исполнителей от всех остальных был настолько велик, что вторую премию жюри решило не присуждать, а третью (6 тыс. долл.) -- поделить между питербурженкой Екатериной Фроловой (стипендиатом Фонда скрипичного искусства) и британским корейцем, учеником еще одного члена жюри, Ицхака Рашковского, Джеймсом Ли. Располовинив третье место, судьи нарушили собственное же положение о конкурсе, гласящее, что жюри не имеет права премии делить. Но хозяин -- барин. Каждый лауреат должен был получить статуэтку Паганини -- из золота, серебра и бронзы соответственно. Однако статуэтка досталась только обладателю первой премии: не распиливать же бронзового виртуоза надвое?
Организатор конкурса Фонд скрипичного искусства позиционирует его в первую очередь как поддержку талантливых российских скрипачей. По условиям Гран-при не может быть присужден музыканту из другой страны. Это добровольное ограничение статуса премии в мире ради заботы о будущем музыкальной культуры России, безусловно, выглядит некрасиво. Но ведь не отдашь же иностранцу скрипку из нашей Госколлекции?! И премию жаль отдавать пусть талантливому, но не своему. А свой круг, как известно, узок. Впрочем, немало есть мировых знаменитостей, которые сделали свою карьеру вовсе без участия в конкурсах (например, Кисин или Венгеров). Так что конкурсы существуют для тех, кому это нужно, и проводятся они с той долей пафоса, какая необходима для придания им значимости. И если заключительный концерт лауреатов и всех членов жюри в трех отделениях на Новой сцене Большого театра -- это гарант значимости конкурса, то значит, кому-то в это очень хочется верить.
Анна ВЕТХОВА