|
|
N°222, 03 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Съезд победителей коррупции
Судьи защитили свою репутацию в узком кругу
Отечественная Фемида в общем и целом должна быть довольна завершившимся вчера VI Всероссийским съездом судей. На этом форуме третьей власти удалось отбить практически все атаки на свой суверенитет со стороны власти исполнительной и законодательной, заручиться обещаниями финансового благополучия, а заодно и получить канал информации, позволяющий хотя бы частично разрушить негативный образ человека в мантии в глазах общественности.
Недаром уже в первые дни в выступлениях первых лиц российской системы правосудия звучали призывы не представлять отдельные случаи взяточничества повальной продажностью судейского корпуса. И даже вопиющим результатам опроса, проведенного в октябре фондом "Общественное мнение" (положительно работу судов оценили лишь 26% респондентов, в то время как 46% отозвались о Фемиде крайне нелицеприятно), судьи смогли противопоставить уже не столь категоричные данные других социологов -- Всероссийского центра изучения общественного мнения. Больше половины россиян (50,3%), опрошенных сотрудниками ВЦИОМ в ноябре, уверены, что любой гражданин может рассчитывать на справедливое рассмотрение своего дела в суде. Более трети респондентов (36,1%) оценили российскую судебную как хорошую. Правда, 38% все же дали судебной системе негативную оценку.
Вопрос репутации -- как в глазах общественности, так и во властных структурах -- был для Фемиды в последние недели ключевым. Поскольку на своем VI Всероссийском съезде судьям пришлось, по сути, решать те же проблемы, что и на первых съездах. А именно -- вопросы независимости третьей власти от первой и второй. И если в предыдущие годы судьи жаловались на посягательства со стороны региональных властей, теперь они оборонялись от федеральных чиновников, которые свои инициативы объясняли в первую очередь необходимостью избавить систему правосудия от коррупции.
Впрочем, уже первый день, главным событием которого было появление на съезде Владимира Путина, показал: глобальная атака на Фемиду, которую предлагали начать спикер Совета Федерации Сергей Миронов и ряд чиновников правительства и администрации президента, если не отменяется, то откладывается.
По крайней мере так интерпретировал выступление главы государства председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Президент, в частности, пообещал оставить в ведении Верховного суда обеспечивающий его работу Судебный департамент, на который давно претендует Минюст. Более того, по словам г-на Лебедева, Владимир Путин не претендует даже на право назначать главу этого департамента (такую функцию главе государства предлагал Сергей Миронов). Что касается второй инициативы спикера сената -- передачи верхней палате парламента права формировать главный орган судейского самоуправления, Высшую квалификационную коллегию судей, -- президент призвал стороны искать компромисс. «Формирование коллегий должно быть направлено на то, чтобы повышать эффективность судебной системы, чистоту рядов, но не нарушать принципа разделения властей, -- подчеркнул Владимир Путин. -- И здесь законодателю совместно с судейским сообществом нужно подумать над самыми адекватными способами решения этого вопроса».
Вообще не исключено, что авторы "мироновских поправок" сделали большую ошибку, внеся свой законопроект в Госдуму до проведения съезда судей. Служители Фемиды получили прекрасную возможность раскритиковать его на весь мир, да и президент был вынужден прилюдно сказать, что он думает по поводу нарушения принципа разделения властей в России. «Довод о том, что проект федерального закона преследует цель расширить общественный контроль за подбором кандидатов на должности судей, неубедителен, поскольку в настоящее время в квалификационных коллегиях судей работают как представители общественности, так и представители президента, которым ничто не препятствует усилить контроль за формированием судейского корпуса», -- говорится в принятом на Всероссийском съезде постановлении. В документе также указывается, что реализация этих предложений может привести к сбоям в формировании коллегии судей и прекращению на неопределенный срок ее деятельности.
Подводя итоги съезда, председатель Совета судей Юрий Сидоренко заявил: «Самым положительным стало то, что главной задачей съезд признал отстаивание независимости судей». «Мы ждали выступление президента России и очень рады, что те приоритеты, которые он назвал, являются и нашими приоритетами», -- подчеркнул он.
Кстати, тот факт, что съезд вновь избрал г-на Сидоренко главой Совета судей, тоже в определенной степени является демонстрацией независимости третьей власти. Юрий Сидоренко известен тем, что активно и -- что сегодня не менее важно -- открыто пытается бороться со всеми инициативами, направленными на ограничение самостоятельности правосудия.
Однако очевидно, что коллективное чтение судьями вслух данных ВЦИОМ, а затем коллективное написание реляций в защиту своей независимости едва ли способны кардинально изменить саму систему правосудия, действующую сегодня совсем не так эффективно, как того требует власть. В своем выступлении глава Конституционного суда Валерий Зорькин честно отметил, что качество выносимых в России вердиктов оставляет желать лучшего и без всякого давления со стороны чиновников, бизнеса или криминала. При этом председатель КС сам признал, что в существующих условиях решить эту проблему очень сложно. Ведь многие судьи -- это бывшие работники аппаратов, учившиеся заочно или на вечернем отделении.
Правда, сегодня 48% вновь назначенных федеральных судей -- это бывшие мировые судьи. Но они в свою очередь доросли до мантии из простых секретарей. Кроме того, очень большой остается нагрузка на суды. Вячеслав Лебедев пообещал, что в Госдуму вскоре будет внесен проект, регламентирующий нормы этой нагрузки, но вряд ли такой закон будет исполняться. Ведь уже сегодня в России почти 5 тыс. судейских вакансий.
Отчасти ситуацию может исправить обещанное Владимиром Путиным существенное повышение зарплат служителям Фемиды. Но эксперты уверены, что проблема не в количестве дел, приходящихся на одного судью, а в несовершенстве самой системы правосудия. В частности, все выступавшие говорили о необходимости развития досудебных форм урегулирования конфликтов -- третейских судов, нотариата. Кроме того, до сих пор в стадии обсуждения находится переход на письменную форму судопроизводства по гражданским и административным делам, что позволило бы сократить продолжительность процессов.
Вячеслав Лебедев на съезде уже в который раз заявил о необходимости формирования системы административных судов для рассмотрения споров граждан с чиновничеством и принятия соответствующего процессуального кодекса. Да и перспектива автоматизированного порядка распределения дел между судьями, призванного снизить возможность давления на процессы и вердикты со стороны председателей судов, пока еще остается весьма туманной.
Юрий КОЛЕСОВ