|
|
N°114, 02 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Штангенциркуль для банана
Россия ввела ГОСТ на экзотические фрукты
Со вчерашнего дня россияне едят стандартизированные бананы. Банановые короли признают, что госстандарт был нужен, но считают, что его введение вряд ли сильно изменит правила игры.
По новому ГОСТу все продаваемые в России бананы могут быть трех сортов: экстра, первый и второй. Главные параметры -- размеры по длине и диаметру, количество в связке. Плод сорта «экстра» должен быть от 3 до 4 сантиметров диаметром и не менее 20 сантиметров длиной, при этом в кисти должно быть 4--8 бананов. Документ определил и инструменты для экспертов: длину плода предлагается измерять линейкой, а диаметр -- штангенциркулем.
Теперь помимо привычных документов, оформляемых при ввозе в Россию заморских продуктов, производитель обязан указывать код плантации, минимальную длину плода и возраст.
Банановый сегмент составляет немалую долю российского плодоовощного рынка. Его ежегодный объем, по оценкам игроков, 750 млн долл. При этом российская цена на бананы ощутимо ниже среднеевропейской.
Представители Госстандарта, аргументируя необходимость введения единых технических условий на любимый народом фрукт, говорят: «Иностранные фирмы, пользуясь отсутствием в нашей стране стандарта на экзотические фрукты, зачастую поставляли бананы низкого качества в ущерб интересам российских потребителей». Теперь, после введения единого ГОСТа, согласованного с большинством принятых в мире стандартов, поток некачественных фруктов должен, по мнению Госстандарта, иссякнуть. Правда, импортеры отрицают, что до сих пор привозили некачественный товар.
«Время, когда сюда везли все, что угодно, лишь бы подешевле, давно прошло, -- говорит представитель одной из крупных фирм. -- Сейчас серьезные компании поставляют гарантированно качественный товар, и новый ГОСТ вряд ли сильно изменит рынок. В последние два-три года основная масса крупных поставок идет из Латинской Америки (прежде всего из Эквадора) прямо в российские порты, так что говорить о массовых поставках некачественного товара я бы не стал».
Но Николай Юдин, менеджер по качеству другого крупного игрока -- питерской компании JFC, -- более сдержан в оценках. «Все, что здесь продается, может быть любого качества, -- говорит г-н Юдин. -- Дистрибьютор смотрит прежде всего на цену».
Установление стандартов -- основной инструмент банановых войн, бушевавших до недавнего времени на мировом рынке. Основными участниками баталий были, с одной стороны, Chiquita Brands (до 1990 года -- United Fruit Company) и Dole Fruit Co., интересы которых каждый раз пыталась защитить администрация США, которая заваливала ВТО заявлениями о недобросовестной конкуренции, а с другой -- английские компании Geest и Fyffs и испанская Bargosa. Чтобы избавиться от заокеанских конкурентов, Евросоюз даже ввел в 1994 году систему лицензирования импорта бананов. В апреле нынешнего года война закончилась. После долгих переговоров американцы согласились снять санкции против европейских товаров, получив взамен европейский рынок бананов. Правда, и один из возможных победителей -- Chiquita -- за время боевых действий успел обанкротиться.
Когда несколько лет назад впервые встал вопрос о российском банановом ГОСТе, участники рынка заговорили о попытках вытеснить из России крупных иностранных лоббистов: ни один из них не стал бы ради нас пересматривать свои стандарты. В итоге проблема решилась сама собой -- российские стандарты полностью унифицированы с европейскими.
Анфиса ВОРОНИНА