|
|
N°221, 02 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хвост виляет зрителями
Большой театр закроется на три года
Второго июля 2005-го главная сцена Большого театра закроется. По крайней мере - до 2008 года. Об этом объявили вчера его руководители, созвавшие совместную пресс-конференцию с министром культуры Александром Соколовым и главой Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким. На время реконструкции и реставрации театра в Москве остается недавно отстроенная Новая сцена (там, например, будет вынуждена праздновать юбилей Майя Плисецкая, если окончательно не обидится на закрывшееся родное заведение) и Кремлевский дворец съездов. Ну и 34 провинциальных города, по которым со страшной силой станет гастролировать бездомная трупа Большого.
Решение любой ценой спасти здание Большого театра было принято правительством России еще в 2000 году. Но только сейчас стало понятно, кто выиграл тендер на проведение самих работ, - югославская компания «Напред». Из архитекторов руководить процессом точно будет Никита Шангин из «Курортпроекта». Поставщик нового сценического оборудования тоже уже определен, но пока не назван. «Я не могу выговорить название этой очень известной немецкой фирмы», -- признался на пресс-конференции генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.
Только на подготовку к реконструкции (планы, замеры, заказы конкурирующим строительным фирмам, геодезические работы) уже потрачено 350 млн долл. Общую же стоимость проекта Михаил Швыдкой обозначил более чем обтекаемо: «Реконструкция Большого стоит во много меньше, чем разборка гостиницы «Россия». Глава ФАКК ответил, не подумав, но сравнение более чем уместно.
Снос «России» -- удовольствие дорогое и совершенно немотивированное: ну нет уже Китай-города, зато был незабываемый памятник советской эпохи, на месте которого будет безликий отель с подземными автостоянками. Реконструкция Большого тоже упирается в освоение подземных пространств -- театру, окруженному другими не менее историческими постройками, некуда расти вширь. Но при этом руководство Большого называет в числе самых главных проблем здания «поехавший» фундамент. Хорошее решение «фундаментального» вопроса -- уничтожить исторические конструкции и создать на их месте катакомбы, еще более вбурившись в почвы, размываемые Неглинкой с притоками!
Не лучше и решение по называемой северной части. Колоннаду Бове -- северный фасад здания -- сейчас никто не видит, ибо она выходит в технический двор театра. Ее нужно показать. Но спроектированное расширение Большого вообще подразумевает перенос портика на другое место. Про изменение северной части говорилось и на пресс-конференции, но без деталей. То есть «ничего практически не изменится», но злополучный портик непонятно куда девать.
Фундамент, колоннада, внутренние лестницы, которые заменят пандусы для инвалидов, «боковые карманы» для выдвижных декораций, которые требуют решительного переустройства здания, -- все это превращает реставрированный Большой в настоящий новодел. При этом, похоже, все эти дорогостоящие архитектурные пертурбации -- внешние по определению -- заменяют необходимые внутренние реформы. А склоки реставраторов и реконструкторов -- лиц для театра служебных -- заменяют споры на худсоветах. В ущерб театралам, любителям Чайковского и Дебюсси, которые как минимум на три года лишатся своего театра.
Александр ПАНОВ