|
|
N°114, 02 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Со вздохом облегчения
Оказывается, Московский фестиваль может быть удачным
Московский международный фестиваль завершился. Впервые за последние годы, по общему мнению, он удался. Не ругают конкурсную программу -- фильмы, за немногими исключениями, оказались вполне приличными. Возможно, впервые за всю его историю, поскольку, как бы ни гордились отдельными картинами его еще советские организаторы, социалистические идеалы слишком часто заменяли в конкурсных картинах художественные достоинства.
В субботу в кинотеатре «Пушкинский» прошла церемония закрытия. Организовано все было лаконично и довольно скромно. На фоне полотнищ цвета российского флага председатель жюри, обаятельная немецкая актриса и режиссер Маргарете фон Тротта объявила общее решение. «Смотреть фильмы -- это удовольствие, но судить их -- иногда превращается в тяжелую работу», -- начала она. Единогласно -- и это подчеркивали все члены жюри в кулуарах -- решено было отдать приз за лучшую мужскую роль Владимиру Машкову. Вручила актеру статуэтку его бывшая партнерша по «Подмосковным вечерам», член жюри Ингеборга Дапкунайте. Машков признался, что, куда бы ни занесла его нелегкая актерская судьба, он везде остается русским артистом. За это, видимо, и был премирован. Обладательница приза за лучшую женскую роль -- китайская актриса Риа Миядзава -- не приехала: снимается в сериале в Японии, и Вуди Харельсону пришлось отдать его режиссеру фильма Юньфаню. Иранский режиссер Ракшан Бани Этеманд вышла за спецпризом жюри сама, но попросила побыстрее отпустить ее со сцены, так как боялась не справиться с нахлынувшими эмоциями. Приехавший в Москву семидесятилетний итальянский классик Этторе Скола лично получил еще одно подтверждение своему режиссерскому мастерству в виде «Серебряного Георгия». И, наконец, американский режиссер и писатель Генри Бин принял из рук председательницы жюри своего «Золотого Георгия» за фильм «Фанатик». Остальные призы конкурсным картинам было решено на церемонии не объявлять -- для краткости.
Главным событием церемонии должно было стать вручение Владимиром Путиным почетного знака главному гостю фестиваля Джеку Николсону. Но еще накануне стало известно, что Путин прийти не сможет. Его необычно длинное приветствие зачитала Валентина Матвиенко (очень официального вида: в голубом костюме с длинными рукавами и шарфиком). Николсон сказал ответную речь. У Никиты Михалкова при этом выражение лица было, как у бабушки, что представляет гостям декламаторский талант малолетнего внука. Затем все, вместе с громоздким призом с витиеватым названием «Верю. Константин Станиславский», спустились в зал, где Николсон еще раз облобызал Михалкова. Портрет великого театрального деятеля в рамочке унесли в боковую кулису.
Так что все прошло хорошо, за исключением неудачной шутки Никиты Михалкова, в которой наружу вышла обида за прошлую критику и радость от несомненных сегодняшних достижений. «Кстати о звездах, -- сказал президент фестиваля. -- У нас, если кто не приедет, -- сразу звезда, а приедет -- вроде бы уже и нет. А вот к нам как раз совершенно неожиданно приехал Аль Пачино». На сцену вышел человек в темных очках, в котором собравшиеся не вдруг признали Юрия Башмета. Зал замер, не понимая -- что, правда, Аль Пачино приехал? И кто он такой -- актер или мафиози? Михалкову пришлось Башмета все-таки представить, дескать, перед вами великий музыкант, и он сейчас сыграет на альте.
Завершился праздник показом фильма «Мулен Руж», в этом году открывшего Каннский фестиваль, а затем приемом на берегу Москвы-реки, на котором в VIP-зоне сидел за круглым столом Джек Николсон, готовясь в поездке в Нижний Новгород. Там пройдет кинофестиваль по следам московского, где Никита Михалков покажет «Обещание» с гостем Николсоном, «Давай сделаем это по-быстрому» с призером Машковым и «Нежный возраст» -- по дружбе с Сергеем Соловьевым. Николсон будет ловить рыбу.
Конечно, после всех имперских амбиций радоваться тому, что фестиваль прошел на нормальном среднеевропейском уровне, как-то странно. С другой стороны, после того как российские кинематографисты долго вели себя, как монашка, оказавшаяся в борделе и старающаяся соответствовать обстановке, приличное поведение наблюдать, согласитесь, приятно.
Призы XXIII Московского международного кинофестиваля
Главный приз -- «Золотой Георгий» -- получил фильм Генри Бина «Фанатик», США
Спецприз жюри -- «Под кожей города», Иран
Лучшая режиссерская работа -- «Серебряный Георгий» -- Этторе Скола, «Нечестное состязание», Италия
Лучшая женская роль -- «Серебряный Георгий» -- Рии Миядзава, «Пионовая беседка», Гонконг
Лучшая мужская роль -- «Серебряный Георгий» -- Владимир Машков, Quicqie, Германия
Специальный приз жюри «Золотой Георгий» за вклад в киноискусство -- Эдуард Артемьев
Специальный приз за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К. Станиславского «Верю. Константин Станиславский» -- Джек Николсон
Приз жюри Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ -- «Слепые» Петера Тимара. Специальное упоминание -- «Пионовая беседка» Юньфаня
Приз Федерации российских кинокритиков -- «Дикие мидии», Нидерланды. Специальное упоминание и диплом -- «Чай из хризантем», Китай
Приз Федерации киноклубов России -- «Фанатик» Генри Бина и «Нечестное состязание» Этторе Сколы
Приз зрительских симпатий -- по результатам опросов всех зрителей, посетивших конкурсные показы, -- «Стеклянные крылья», Швеция
Алена СОЛНЦЕВА