|
|
N°221, 02 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президент считает до трех
Депутатам в регионах дадут месяц на раздумья
В среду Дума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий изменение порядка избрания губернаторов и президентов республик в составе России. В поддержку закона выступили 357 депутатов, против -- 61, четверо воздержались. Закон даст главе государства возможность распускать региональные парламенты, если они не поддержат президентскую кандидатуру губернатора. А уже избранным губернаторам позволяет добровольно отказаться от полномочий, чтобы быть назначенными. Поскольку полномочия некоторых избранных всенародно глав регионов истекали аж в 2009 году, уже после завершения последнего конституционного срока правления самого президента, реформа могла затянуться на неопределенное время. Теперь эта нестыковка устранена.
В конце сентября Владимир Путин внес в Госдуму поправки в законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно новой процедуре глава государства сам будет вносить кандидатуры губернаторов на утверждение в региональные законодательные собрания.
При первом чтении законопроекта за основу было принято условие, что если местные депутаты дважды откажут кандидату в доверии, президент имеет право распустить законодательное собрание. Именно эта перспектива вызвала у многих региональных парламентов возражения. Особенно яростно против нее боролся Татарстан. В Казани на внеочередной конференции местного отделения «Единой России» президент республики Минтимер Шаймиев публично выступил с резкой критикой этой нормы. В некоторых областях согласные назначаться президентом губернаторы с трудом уговорили местные парламенты написать положительное заключение на законопроект, предусматривающий роспуск недоговороспособных депутатов.
Даже спикер Госдумы Борис Грызлов соглашался, что «к вопросу, касающемуся роспуска законодательных собраний в случае двукратного отказа по кандидатуре, которую внес президент, нужно отнестись более внимательно».
Впрочем, на уступки центр не пошел. Во втором чтении депутаты одобрили вариант, при котором после двукратного отклонения региональным парламентом внесенной кандидатуры президент не распускает этот парламент, а в течение 30 дней проводит согласительные процедуры. После консультаций президент имеет право вновь внести свою кандидатуру. Если и в третий раз законодательное собрание откажется утвердить кандидатуру, президенту дается право на его роспуск. В таком случае назначается временно исполняющий обязанности губернатора -- но не более чем на полгода.
То есть региональным парламентариям просто предлагают перед собственным роспуском после второго отказа от кандидатуры президента хорошенько подумать в течение месяца о своем поведении. Сомневаться в исходе этих раздумий не приходится.
Независимый депутат Владимир Рыжков перед голосованием напомнил коллегам слова заместителя председателя Госсовета Татарстана, пообещавшего «вторую Чечню» в республике в случае роспуска парламента «сверху». Но председатель думского комитета по делам федерации и региональной политике Виктор Гришин, представлявший на заседании в среду законопроект, на возражения депутатов сообщил, что роспуск парламента в таком случае не наказание, а разрешение политического конфликта: «Ситуация в регионе при длительном отсутствии власти дестабилизируется и порождает разного рода спекуляции, поэтому процесс должен быть ограничен во времени».
Не стали депутаты стеснять президента и в возможностях выбора кандидатуры на пост главы регионы. Представители фракций «Родина» и ЛДПР вообще предложили разрешить главе государства указом назначать губернаторов и не тратить время на голосование в местных парламентах. Профильный комитет счел такой порядок неконституционным, но уточнять процедуру согласования кандидатуры не стал. Представитель Компартии Сергей Решульский пожаловался, что при существующей формулировке совершенно непонятно, с кем, когда и как долго должен консультироваться президент при подборе кандидатуры. И обязан ли он вообще консультироваться. Виктор Гришин пояснил, что подобные уточнения можно будет вводить после того, как закон обкатается, тогда «администрация президента и представители регионов внесут свои предложения».
Помогли депутаты Владимиру Путину решить и вопрос протяженности реформы во времени. В сентябре, после оглашения президентских инициатив, не было ясно, когда именно закон начнет реализовываться. С одной стороны, Центризбирком заверял, что все недавно избранные губернаторы останутся на местах до конца сроков, с другой -- аналитики констатировали, что в таком случае реформа закончится уже после ухода Владимира Путина с поста президента. Также высказывались сомнения в эффективности такого "отложенного" способа реформы.
Вчера 337 депутатов проголосовали за поправку, которая, возможно, станет основой для добровольного сложения полномочий действующих глав регионов. Согласно этой поправке избранный до вступления в силу закона губернатор может сам поставить перед президентом вопрос о доверии себе со стороны главы государства и сложении полномочий.
По мнению противников этой нормы, законодатели «выстроили глав регионов в очередь к президенту на принесение присяги». Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов пытался обратить внимание депутатов на то, что во многих регионах большинство экономических цепочек сегодня держится на «слове губернатора». А неустойчивое положение, в котором оказываются губернаторы при прохождении «перерегистрации» у президента, особенно опасно провоцировать зимой.
Зато либерал-демократ Алексей Митрофанов посоветовал всем губернаторам уйти в отставку одновременно 1 июля 2005 года и даже внес соответствующую поправку в закон. Но она не была принята. В конечном счете профильный комитет рекомендовал главам регионов, прежде чем испрашивать доверия у президента, посоветоваться с местным парламентом о своевременности такого решения. При этом мало кто сомневается, что у лояльных и сообразительных губернаторов возможностей быть переназначенным посредством парламента гораздо больше. Поэтому ждать, пока президент «доберется» с реформой до их региона, губернаторы скорее всего не будут. Сами сдадутся...
Дарья ГУСЕВА