Время новостей
     N°221, 02 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.12.2004
Рынок подхватил «инфекцию роста»
Цены на новостройки пошли вверх
Похоже, рынок недвижимости вскоре захлестнет очередная волна роста цен. Первым об этом объявил столичный департамент инвестиционных программ строительства жилья -- со вчерашнего дня цены на подавляющее большинство его объектов выросли более чем на 3% и подошли к отметке 2 тыс. долл. за квадратный метр. «Для нас активизация покупательского спроса -- признак окончания застоя на рынке новостроек Москвы, -- говорит руководитель группы маркетинга департамента Андрей Куприянов. -- Объем продаж достиг уровня, который был в феврале--марте 2004 года».

Летом текущего года почти все застройщики, в том числе ДИПС, стали снижать стоимость новостроек, прежде всего трудно продаваемого жилья: квартир в дорогих панельных домах и монолитных эконом-класса. Напуганные банковским кризисом инвесторы решили взять паузу, пытаясь поймать момент минимальной цены на квартиры. Купленные тогда площади могли бы принести прибыль, на которую средние и мелкие инвесторы уже не могли рассчитывать.

Похоже, этот момент настал: риэлторы ожидают всплеска цен, правда, обусловленного не столько политикой ДИПСа, сколько сезонными явлениями. «Предновогодний рост цен на жилье -- традиция последних лет, -- говорит аналитик компании Delta Realty Светлана Муханова. -- Связан он в том числе с выплатой бонусов топ-менеджерам и нефтяникам, которые и приносят деньги на рынок. И после Нового года большинство девелоперов будет поднимать цены на квартиры, но это уже будет плановое повышение. Уже сегодня видно, что за осень стоимость аренды жилья в Москве выросла на 10--12%. Это первый признак того, что на всем рынке недвижимости начинается тенденция к росту цен».

Риэлторы говорят, что внеплановое повышение цен «не заразно», но полагают, что «инфекцию роста» каждый застройщик получит из собственного источника. «Инвестиционно-строительные компании московского региона могут пойти на повышение цен, но в соответствии со своей маркетинговой стратегией и собственной оценкой рынка недвижимости, -- полагает маркетолог инвестиционно-риэлторской компании «Пересвет-Инвест» Александр Сенягин. -- Свою лепту вносят и постоянно растущие тарифы на энергоносители, цены на стройматериалы. Сказались на состоянии рынка также относительная политико-экономическая стабильность в стране и высокие мировые цены на нефть». Г-н Сенягин отметил, что теперь, после летнего снижения активности, на рынок могут выйти покупатели с отложенным спросом, поскольку ожидаемого падения так и не произошло. «Это наверняка будет способствовать росту цен, пусть небольшому -- не более 1% в месяц, но вовремя отмеченному некоторыми игроками рынка», -- предполагает аналитик.

По мнению большинства профессионалов, ДИПС как раз первым почувствовал общую тенденцию, что и подтолкнуло его к повышению цен. Объекты с изначально правильным маркетинговым позиционированием продолжают продаваться и будут востребованы, тенденция роста цен на них обусловлена стабильным спросом, говорит управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. Но говорить о цепной реакции на повышение цен застройщиками, считает он, не приходится: каждая компания принимает свое решение, исходя из ситуации с продажами.

Ольга ПРЯНИКОВА