|
|
N°221, 02 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудности перевода
Депутаты обвинили министра экономического развития в неконкурентоспособности
Почему у нового правительства никак не получается поднять в стране экономику, попытались вчера понять депутаты Госдумы, пригласив на правительственный час министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Попытка закончилась скандалом. Хотя г-н Греф на наглядных примерах, при помощи цифр и фактов попытался объяснить народным избранникам, что в экономике пока не происходит ничего катастрофического, к концу года уровень бедности в стране сократится до 17,5%, а при ежегодном семипроцентном росте ВВП Россия к 2025 году сравняется с Америкой 2004 года, депутатов это не вдохновило. Они говорили, что «неконкурентоспособный министр» ввергает страну в трясину.
Стране нужно эффективное госуправление, преодоление коррупции, преодоление бедности и инфраструктурной ограниченности. Инструмент для всего этого есть: десять разработанных министерствами стратегий структурных реформ, говорил министр. В зале его фактически не слушали после пяти минут речи. Депутаты хотели получить ответ, почему правительство не обеспечивает рост экономики.
Герман Греф разговаривал на своем языке, недоступном пониманию думцев. К концу выступления слово «конкурентоспособность» замелькало в его речи к месту и не к месту. «Создать конкурентоспособность невозможно без конкуренции», и сразу же следом: «Только создание конкуренции позволит стране повысить конкурентоспособность». После этих слов зал взорвался.
На словах «надо повышать конкурентоспособность человека, развивать социальную сферу, здравоохранение...» министру выключили звук. Не со зла, наверное, просто время выступления кончилось. «Добавьте, пожалуйста, три минуты», -- попросил Герман Греф. "Две минуты ему добавьте", -- ответил спикер Борис Грызлов.
«Вы говорите, что сокращается роль государства в экономике, а создается впечатление, что увеличивается, -- риторически спросил независимый депутат Михаил Задорнов. И уточнил: -- Вы ведь член совета директоров «Газпрома», для вас это актуально». Повисла долгая пауза. «В проекте среднесрочной программы нет раздела об увеличении влияния государства на экономику, есть раздел «приватизация», -- наконец ответил министр. И зачем-то добавил: -- А в монопольных видах производства производительность не растет, а падает».
«Вы неконкурентоспособны, вы, как министр, не отвечаете требованиям современной жизни, -- по традиции завелся Владимир Жириновский, -- сделайте всем подарок, уйдите под новый год как Ельцин. Наша фракция покидает зал», -- добавил он и затем что-то долго кричал в коридоре.
Дальше началась атака. «Вас устраивает рост ВВП 7%? Почему вы не выполняете указания президента по удвоению ВВП? Почему вы не можете удержать инфляцию?» -- сыпались вопросы. Депутаты наконец нашли человека, которого могут смело и решительно критиковать, который, по их мнению, один отвечает за удвоение ВВП, за инфляцию и за достаток в каждом доме.
«Это напоминает мне советские партийные собрания, на которых "пропесочивали" тех, кто посмел признаться, что не может выполнить указание партии «улучшить и углубить», -- сказал пожелавший остаться неназванным депутат, выскользнувший тем временем из зала. «Но в зале же в основном молодые люди сидят, откуда же у них такие замашки, как будто бы два десятка лет их выращивали где-то под землей на смену старой партийной номенклатуре», -- высказал совсем уж крамольную мысль депутат. Г-н Греф тем временем терпеливо пытался отбиваться от депутатского напора, объясняя, почему он не может выполнить «пятилетку за четыре года». Но его экономические выкладки депутаты воспринимали слабо. «Сократите свои ответы в два раза», -- попросил глава комитета по экономполитике Валерий Драганов.
«Скажите мне прямо: когда, когда именно МРОТ достигнет прожиточного минимума и как вы относитесь к повышению его до 900 руб.», -- допытывалась первый вице-спикер Любовь Слиска. Пауза вновь длилась так долго, как это бывает, когда люди говорят на разных языках и звучит голос переводчика. «Не мы, а Минфин просчитывал финансовые последствия возможного повышения МРОТ до 900 руб., а что касается повышения его до прожиточного минимума, это возможно при опережающем росте ВВП через 4--5 лет, иначе работодатели просто выведут своих работников в плоскость нелегального труда», -- отвечал министр.
Дальше слушать его ответы депутаты не захотели. И хотя задавать министру вопросы записалось 40 человек, проголосовали за прекращение правительственного часа.
"Мне не удалось нормально пообщаться с вами, у меня не возникло чувства удовлетворения", -- пытался взять примирительный тон Герман Греф. Но примирения не получилось. «Экономика не доверяет государству, а государство остановило реформы, вот и все причины кризиса, которые вы, Герман Оскарович, пытаетесь назвать сезонным спадом, -- подвел итоги пригласивший министра в Думу депутат Владимир Рыжков. -- Вы ввергаете страну в русскую трясину», -- резюмировал он. На том и порешили.
Ирина СКЛЯРОВА