Время новостей
     N°221, 02 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.12.2004
Уберите ногу с тормоза
Экономисты и политологи -- о причинах замедления экономического роста
Сегодняшние тенденции в российской экономике заставляют смотреть на ее будущее скорее пессимистично, нежели наоборот. Именно такой вывод можно сделать из выступлений большинства участников заседания клуба «Демократическая альтернатива» на тему: «Российская экономика -- временная передышка или стагнация». Примечательно, что в возможной стагнации виновата, по мнению экономистов, не собственно экономическая ситуация в стране или мире, а экономическая политика российской власти.

Именно вредные для экономики политические решения, по мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, затормозили рост промышленного производства и ВВП. Расчеты, произведенные экспертами возглавляемой им группы, показывают, что рост ВВП по итогам 2004 года (учитывая благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру) вполне мог достичь уровня 9%, а будет только 6,3--6,5%. Главная причина «недобора» -- замедление роста инвестиций, а их не хватает в свою очередь из-за «изменения экономической политики, которое произошло год назад», говорит г-н Гурвич. Сегодняшняя политика, на его взгляд, рушит фундамент рыночной экономики, суть которого в закреплении прав собственности и отсеивании неэффективных участников рынка при поддержке эффективных.

Как у нас обращаются с собственностью, видно на примере ЮКОСа, возможная же победа "Газпрома" на аукционе по продаже "Юганскнефтегаза" будет означать, что менее эффективное производство поглотило более эффективное. «За последние четыре года нефтяная отрасль росла быстрее ВВП, а газовая -- упала», -- напомнил г-н Гурвич. «Таким образом, нерыночные механизмы стали действовать в направлении, противоположном тому, которого требует рыночная экономика. Поэтому не вижу причин для устойчивого роста российской экономики», -- заключил эксперт.

Высокая инфляция также преимущественно следствие политических действий властей. Так считает, например, главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. На его взгляд, опережающий рост цен -- отнюдь не следствие денежной политики. Например, последние несколько лет годовой рост денежной массы составлял до 60%, а инфляция увеличивалась на 12--14%. В нынешнем году денежная масса выросла на 14%, а инфляция будет, по последним правительственным оценкам, не менее 11,5%. Таким образом, говорит экономист, опережающий рост цен в этом году -- результат изменившихся инфляционных ожиданий, а также летнего банковского кризиса, спровоцированного властями «на ровном месте». «Время для очистки (банковского сектора. -- Ред.) было выбрано не то: нехватка ликвидности, процентные ставки скакали. Если бы то же самое произошло, например, в феврале, последствия были бы другими», -- уверен г-н Гавриленков. Летние же «очистные мероприятия» привели к оттоку депозитов из банков, в результате чего деньги вышли на потребительский рынок. У осенней инфляции иные причины. Это уже результат стагнации производства: предложение товаров не растет, а доходы как минимум остаются на прежнем уровне, считает аналитик.

Выступивший следом глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач признал, что если будет стагнация (она была зафиксирована в сентябре, в октябре промышленное производство возобновило рост), то правительство не сможет «сбить инфляцию при увеличении доходов населения на 8--9%».

Замедление роста инвестиций Евгений Гавриленков объясняет в том числе излишним изъятием денег из экономики. «В стремлении к стерилизации перегнули палку. Масштабы изъятий привели к отсутствию накоплений капитала в частной финансовой системе, что сдерживает рост», -- говорит он. И добавляет: «Если механизм изъятия денег сохранится, в следующем году мы сможем столкнуться с элементами нестабильности уже в финансовой сфере».

Эта негативная тенденция хорошо прослеживается на примере нефтяников. Уже всем, в том числе правительственным чиновникам, видно, что усиление налогового бремени на отрасль с целью изъятия сверхдоходов привело к снижению инвестиционной привлекательности нефтянки. Такой точки зрения придерживается и Андрей Клепач. «Вопрос корректировки налогового бремени нефтяной отрасли назрел. Надо дать стимул нефтяным компаниям к разработке новых месторождений, к более эффективной работе на нынешних», -- заявил он на заседании клуба «Демократическая альтернатива».

Впрочем, вопросы налогообложения волнуют сегодня не только нефтяников. Оказывается, несмотря на декларируемое правительством снижение налогов, для многих предприятий налоговое бремя возрастает. Механизм прост: снижение одних налогов с лихвой компенсируется изменением системы начисления других. По словам президента Международной ассоциации ипотеки недвижимости Ивана Грачева, «налоговая ситуация ухудшилась для 50% предприятий». Но не только в этом ему видятся предпосылки для торможения экономического роста. «В среднем бизнесе расходы на взятки выросли в три раза», -- говорит г-н Грачев.

Однако в своем пессимизме всех превзошел глава фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. На его взгляд, в замедлении темпов экономического роста виноваты отнюдь не «беззвездочные», т.е не экономические министерства: «У нас правительство не работает меньше года, а спад уже такой мощный». Гораздо большее влияние на ситуацию, которая, по оценке г-на Сатарова, близка к катастрофе, оказывают «звездочные» министерства. Это влияние уже привело к тому, что «крупный бизнес сейчас делится на две категории: на тех, кто успел продать свою собственность и тех, кто готовится к быстрой продаже», -- привел г-н Сатаров слова одного из олигархов, сказанные ему в приватной беседе.

Михаил ВОРОБЬЕВ