|
|
N°114, 02 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Танки вместо масла
85 лет назад, 2 июля 1916 г., в ходе битвы на Сомме были впервые применены танки. Эти боевые машины сыграли большую роль в войнах ХХ века, а значит, и в истории. Танки долгое время служили символом военной мощи государства. Символы -- вещь дорогостоящая, поэтому денег на строительство и поддержание в пристойном виде танков никогда не жалели.
Первые советские танки появились в 1920 г., незадолго до окончания боевых действий против генерала Врангеля, правда, было их всего три. Дальнейшее производство было прекращено ввиду дороговизны: танк стоил несколько тысяч золотых рублей. Танкистов призвали довольствоваться трофейными боевыми машинами и бронеавтомобилями.
Такое положение сохранялось до конца 20-х годов, когда у СССР появилась возможность производить свои танки, качество и количество которых с тех пор стало символом военной мощи советского государства.
Первые советские танки МС-1 стоили недорого -- 60--80 тысяч рублей, и за два года их было построено примерно 800. Не намного дороже (около 100 тысяч) первоначально стоил производившийся в больших количествах Т-26. В процессе освоения машины стоимость танка даже снизилась.
Значительно дороже бюджету обходились легкие танки серии БТ (в 1932--1941 гг. построено около 8 тысяч) -- примерно 200 тысяч рублей. Более 400 тысяч стоил трехбашенный Т-28, еще дороже -- гигант Т-35 с экипажем в 11 человек. Эта машина была призвана, похоже, запугать противника одним своим видом. В предвоенный период появились и фильмы, прославлявшие мощь советских танков и душевные качества танкистов, -- от откровенно пропагандистской ленты «Если завтра война» до вполне человечных «Трактористов».
Танки серии БТ стали символом поражения Красной армии летом 1941 и 1942 гг., когда на фоне сожженных или покинутых советских боевых машин и целых колонн охотно позировали германские солдаты и офицеры.
Наоборот, символом советских побед в Отечественной войне стали стремительные «тридцатьчетверки» и могучие, но отнюдь не тяжеловесные ИСы. Цена Т-34 сначала даже превышала стоимость Т-28 из-за сложности в производстве толстой брони и танковых дизелей, но по мере освоения и внесения в производство технических новшеств танк значительно подешевел. Колхозник Ферапонт Головатый купил именной танк за 200 тысяч. Общее же число произведенных за годы войны Т-34 превысило 40 тысяч. А танкисты вместе с летчиками и моряками стали любимыми героями многочисленных фильмов о Великой Отечественной.
Несмотря на развитие ядерного оружия, авиации и средств борьбы с танками, их производство в СССР оставалось массовым и превышало аналогичные показатели США и западноевропейских стран в несколько раз. Видимо, советские военачальники действительно надеялись, что после могучего ядерного удара танковые колонны в считанные часы достигнут берегов Ла-Манша. В 1990 г. Советская армия, по разным данным, насчитывала в войсках и на складах более 40 тысяч танков. Наивысший уровень их производства был достигнут в 1986--1988 гг. -- около 3,5 тысяч в год.
Сколько стоило их содержание (горючее и ремонт, без обучения экипажей и стрельб) можно только догадываться. Между тем уровень цен на бронированные машины в послевоенные годы непрерывно повышался. Если Т-54 и Т-55 стоили в ценах до 1961 года около 5 млн рублей, то пришедшие им на смену Т-72 и Т-80 продавались за границу по цене в около 2 млн долларов. А реальная стоимость новейших Т-90, по оценкам экспертов, достигает 3--4 млн долларов.
Средняя зарплата рабочего в 70--80-е годы составляла от 400 до 700 рублей, а инженера 150--180.
Павел АПТЕКАРЬ