|
|
N°220, 01 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Газпром", как и было сказано
Газовая монополия может стать и нефтяной
Круг замкнулся. Самый ценный актив ЮКОСа приобретет компания, которой руководит Сергей Богданчиков. О чем вчера сам он и объявил. Трудно не вспомнить, как Михаил Ходорковский в феврале 2003 года на встрече предпринимателей с Владимиром Путиным, рассказывая о российской коррупции, привел в пример покупку «Роснефтью» маленькой компании «Северная нефть». Трудно не вспомнить, что ответил Путин: «Роснефти» нужно увеличивать запасы, а вот как ЮКОС получил столько ресурсов - еще вопрос... Этот эпизод стал первым публичным признаком конфликта, финал которого разыгрывается на наших глазах.
Сергей Богданчиков, как известно, продолжает руководить и «Роснефтью», и специально созданной дочерней компанией «Газпрома», куда должна влиться «Роснефть» -- ООО «Газпромнефть» с уставным капиталом в 30 млн рублей. Как и сообщала газета «Время новостей», именно Сергею Богданчикову вчера выпала честь объявить: правление «Газпрома» поручило «Газпромнефти» участвовать в аукционе по продаже «Юганскнефтегаза». Он, как известно, назначен на 19 декабря. Стартовая цена пакета определена почти в 247 млрд рублей (более 8,7 млрд долл), участники должны внести залог в размере более 49 млрд рублей (более 1,7 млрд долл).
Участвовать в покупке «Юганскнефтегаза» «Газпрому» накануне рекомендовал консультант по развитию нефтяного направления бизнеса - Deutsche Bank. Как рассказал вчера г-н Богданчиков на форуме «Газ России», один из рекомендованных вариантов развития «Газпромнефти» «предусматривает приобретение крупных предприятий, таких как «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», и активов «Юганскнефтегаза», раз уж совпал период интеграции «Роснефти» в состав «Газпрома» и выставление на торги такого актива». «Правление (оно началось вечером в понедельник, а завершилось вчера днем с перерывом на ночь. - Ред.) утром приняло решение о том, что «Газпромнефть» будет участвовать в аукционе по «Юганскнефтегазу». Сегодня начнем организационную работу в соответствии с данным решением правления «Газпрома», -- сказал он, пояснив, что заявка будет подана, как только будет получено одобрение совета директоров концерна.
Однако совет директоров «Газпрома», состоявшийся вчера днем, не принял формального решения об участии нефтяной «дочки» в аукционе. Более того, как рассказал «Времени новостей» источник, близкий к совету, вопрос покупки «Юганскнефтегаза» вообще не рассматривался по существу. Глава Минэкономразвития Герман Греф, который совсем недавно обвинял «Газпром», скупивший активы РАО «ЕЭС России», в создании гипермонополии без ведома правительства, заявил, что вопрос совершенно не проработан и требует нормального обсуждения в ведомствах. При этом анонимный представитель МЭРТ заявил агентству ИТАР-ТАСС, что действия «Газпромнефти» противоречат среднесрочной программе правительства, которая предусматривает уход государства из конкурентных секторов экономики.
В итоге было найдено компромиссное решение: совет директоров рассмотрит вопрос об участии «Газпромнефти» в аукционе и примет решение в заочной форме в ближайшие несколько дней. Примерно в эти же сроки директора (также в заочной форме) примут уточненную инвестиционную программу и бюджет на текущий год, где будут учтены расходы на покупку «Юганскнефтегаза» в размере около 9 млрд долларов и дополнительные внешние заимствования (около 5 млрд долл.), недостающие концерну для оплаты актива.
Рассмотрение проектов бюджета, инвестпрограммы и плана заимствований на 2005 год вчера тоже пришлось перенести в связи «изменившимися обстоятельствами». Их планируется доработать с учетом формирования «Газпромнефти» и возможного приобретения «Юганскнефтегаза» и рассмотреть на очном заседании совета директоров 22 декабря - то есть уже после того, как станет известен победитель аукциона.
Политическое одобрение покупки «Юганскнефтегаза» газовый концерн получил от Владимира Путина еще 24 сентября. Заметив, что «государство не ставило целью национализировать, прибрать к рукам эту компанию», президент тогда сказал: «Если дело дойдет до продажи активов, или еще чего-то в этом роде, то любая компания, в том числе и с государственным капиталом, может принять участие». И на этом фоне становится ясно, что глава «Газпрома» Алексей Миллер, который неоднократно категорически отвергал возможность такой покупки, просто вводил рынок в заблуждение. «Мы не занимаемся изучением даже возможности участия в аукционе на сегодняшний день. Будет аукцион, не будет аукциона -- для нас это не является предметом изучения. Цена вопроса, по-видимому, немаленькая. У нас абсолютно точно в инвестпрограмме и в бюджете таких денег нет -- это тоже объективно. Сейчас все время занимает компания «Роснефть». Задача номер один для нас -- присоединение «Роснефти». Эту задачу мы решаем», -- заявил он 2 октября.
Однако, как сообщил вчера информированный источник «Времени новостей», подготовительная работа по аккумулированию средств велась последние два месяца. И в ближайшие дни «Газпрому» требуется лишь формализовать достигнутые договоренности. Другой источник, близкий к совету директоров концерна, говорит, что финансирование сделки будет оформлено как краткосрочный кредит «Газпромнефти» на всю сумму покупки под гарантии «Газпрома», а частично погашаться он будет из средств инвестпрограммы концерна 2005 года (другая часть будет реструктурирована). Уже известно, что весь объем инвестпрограммы составит 300 млрд рублей, из них 160 млрд - собственно капвложения, а 140 млрд - выплаты по кредиту. Что же касается присоединения «Роснефти», которое занимало «все время» г-на Миллера, то здесь ситуация сложнее.
Как известно, схема присоединения к «Газпрому» активов «Роснефти» была изобретена с целью получения государством контрольного пакета акций газового концерна. Однако до сих пор не обнародованы результаты работы нанятого «Газпромом» оценщика - банка Dresdner Kleinwort Wasserstein, в задачи которого входило определить соотношение стоимости обмениваемых активов. Пока продолжает работу оценщик, нанятый государством - банк Morgan Stanley. При этом многие независимые эксперты и раньше выражали сомнения в том, что вся «Роснефть» равноценна 10,7% акций «Газпрома», которых не хватает государству до контрольного пакета. С покупкой «Юганскнефтегаза», которая, очевидно, состоится до присоединения «Роснефти», фундаментальная стоимость «Газпрома» существенно увеличится. Так что даже обсуждавшегося «довеска» к «Роснефти» в виде «Зарубежнефти» явно не хватит для адекватного обмена на 10,7% «Газпрома». Следовательно, перспектива получения государством контроля (над существенно разросшейся монополией) ускользает.
И это не единственная головная боль, которую сулит властям приобретение газовым концерном «Юганскнефтегаза».
В конце октября посол Швеции в России Свен Хирдман, прежде чем сложить с себя полномочия и отправиться на родину, направил министру экономики и развития Герману Грефу письмо с заявлением о том, что шведские инвесторы, среди которых крупные инвестиционные фонды, также готовы судиться - но уже не с ЮКОСом, а с Россией. «Значительное число международных финансовых институтов и многие мелкие инвесторы из Швеции, которые вложили свои деньги в ЮКОС, принимали инвестиционное решение, основываясь на понимании той судебной системы, которая в настоящее время вызывает серьезные сомнения. Единственной возможностью вернуть потерянные инвестиции для многих из этих инвесторов может быть обращение в международные суды», -- говорилось в письме. Такой же позиции придерживаются и в ЮКОСе. Там постоянно подчеркивают, что будут судиться не только с российскими чиновниками, но и покупателем актива в международных судах. В частности, Group MENATEP готовит иск для подачи в стокгольмский арбитраж.
Глава крупнейшего немецкого энергетического концерна E.on Вульф Бернотат, и прежде исключавший для себя приобретение ЮКОСа, заявил на днях в интервью: «Все, что связано с ЮКОСом, содержит в себе значительные правовые риски». Однако Сергея Богданчикова потенциальные иски не пугают. Вчера, отвечая на вопросы журналистов, он сообщил, что в «Газпромнефти» «просчитывали» риски участия в аукционе. «Все права, которые есть у акционеров, будут соблюдены. Пока я ничего не боюсь. Надо еще выиграть аукцион», -- сказал он.
В «Газпроме» пока не боятся и долгов «Юганскнефтегаза» перед государством, которые налоговики кропотливо насчитывали в ходе дополнительных проверок за 2001-2002 гг. Пока набралось 3,3 млрд долларов, которые будет погашать перед бюджетом победитель аукциона. На днях ожидалось предъявление дополнительных претензий за 2003 год. В свете планов "Газпрома" вероятность появления этих претензий, похоже, сильно снизилась. Зато досрочно может предъявить претензии MENATEP Group: "Юганснефтегаз" является поручителем по кредиту акционеров ЮКОСу на сумму 2,6 млрд долл, из которых пока погашено 1,1 млрд.
Но Сергей Богданчиков уже видит очертания будущего глобального концерна. На сегодняшний день, по его словам, «Газпромнефть» контролирует всего лишь 6% запасов российской нефти и 7% добычи, что не соответствует международной практике построения нефтегазовых корпораций. Для того, чтобы выйти на один уровень с крупнейшими нефтяными компаниями мира, такими, как ExxonMobil, Shell и BP, "Газпрому" необходимо увеличить добычу «за сто миллионов тонн», -- добавил глава "Газпромнефти". Покупка «Юганскнефтегаза» позволит решить эту задачу уже в ближайшие годы. По словам г-на Богданчикова, в случае покупки «Юганскнефтегаза», «совместная добыча в следующем году составит около 88-90 млн. тонн, а с учетом органического роста мы можем выйти на 120-125 млн. тонн в 2010 году». Без этой покупки до таких показателей «Газпромнефть» доросла бы только к концу следующего десятилетия. Следует также отметить, что после поглощения основного актива ЮКОСа, нефтяное подразделение «Газпрома» займет второе место в мире (после ExxonMobil) по запасам согласно самой жесткой классификации американской SEC - 12,4 млрд баррелей, и второе по добыче в России после ЛУКОЙЛа. Но и этого согласно докладу г-на Богданчикова монополисту мало. «У «Газпрома» должно быть две равных составляющих по газу и по нефти», -- заявил он. В этом году добыча «Газпрома» составит 547 млрд кубометров газа, что соответствует примерно 420 млн тонн нефтяного эквивалента - чуть меньше годовой добычи нефти всеми российскими компаниями. Для достижения этой планки «Газпрому» придется купить не только «Юганскнефтегаз», «Сибнефть» и «Сургутнефтегаз», но и все остальные нефтедобывающие активы страны.
Алексей ГРИВАЧ, Андрей ДЕНИСОВ, Денис РЕБРОВ