|
|
N°114, 02 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чечне обещают парламент
Бислан Гантамиров намерен организовать выборы в 2002 году
Федеральный центр сделал в конце минувшей недели еще одну попытку представить долгосрочную стратегию развития ситуации в Чечне. Ее озвучил новый федеральный инспектор в Южном округе, бывший мэр Грозного Бислан Гантамиров. В Чечне запланировано ввести новую конституцию, а весной 2002 года там, может быть, пройдут и выборы в парламент. Выборы республиканского лидера можно будет проводить только во вторую очередь, а может быть, и не проводить совсем: по мнению г-на Гантамирова, Чечня должна стать парламентской республикой. Москва же должна предоставить республике самую широкую автономию, и оптимальным вариантом взаимоотношений с центром бывший мэр Грозного считает опыт Татарии, куда в ближайшее время должны отправиться его помощники.
Трудно сказать, насколько согласовано с Кремлем предложение инспектора насчет копирования на Северном Кавказе «татарской модели». Но идею парламентской Чечни, похоже, начали всерьез обсуждать в центре, где понимают, что временная администрация не может без конца оставаться временной. А последнее десятилетие в Чечне весьма наглядно показало, что модель власти, при которой серьезные полномочия концентрируются в руках одного человека, немедленно порождает конфликт, независимо от личности и ориентации лидера. Оппозиция Джохару Дудаеву появилась едва ли не с первого дня его президентства. Противниками Завгаева были не только боевики, но и многие сторонники федералов. Умеренный Масхадов не мог не поссориться с Яндарбиевым и Басаевым. Бывший муфтий Кадыров сразу же не поделил влияние с Гантамировым, да и когда их помирили, не стал чувствовать себя увереннее. Ни среди чеченцев, ни среди русских нет кандидатуры, которая полностью удовлетворила бы всех -- все группы влияния, все экономические интересы, все семьи внутри раздробленных войной тейпов. «Каждый чеченец -- сам себе президент», -- любят повторять на обоих берегах Терека.
Но и свободные парламентские выборы, которые обещает Бислан Гантамиров, в условиях продолжающейся войны кажутся нереальными. Сам г-н Гантамиров полагает, что с войной надо покончить. Но исключительно военными методами, чтобы не деморализовать и дезориентировать измученное население. «Войну надо заканчивать войной, как бы жестоко это ни звучало. Это гораздо гуманнее, чем начинать переговоры», -- говорит он. А потом уж все без исключения пойдут к избирательным участкам -- даже «боевики, на которых нет крови». Но пока молодые чеченцы изъявляют свою волю иначе. Советник администрации Чечни, бывший полпред республики при президенте России Шамиль Бено утверждает, что только за последние два месяца ряды боевиков пополнились пятью сотнями человек.
По мнению г-на Бено, «контртеррористическая» война уже давно превратилась в межэтническую. И местные жители, и российские военные воспринимают ее как конфликт русских с чеченцами. «Если это положение не изменится, он может затянуться еще на 5--6 лет, пока стороны не устанут, -- говорит Шамиль Бено. -- Тогда на обломках может возникнуть нечто непредсказуемое, как талибы в Афганистане. Уже сейчас в Чечне есть группы молодых людей, которые завтра станут элитой нации и которые придерживаются ценностей суфизма, замешенного на идее богоизбранности народа, -- в силу того, что этот народ был брошен на произвол судьбы всеми и вся».
Иван СУХОВ