|
|
N°220, 01 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спор о чувстве долга
Не весь российский бизнес готов нести социальную ответственность вплоть до уголовной
Вчера состоялся международный конгресс «Государство и бизнес: социально ответственное партнерство», на котором стала очевидна граница между богатыми и очень богатыми российскими бизнесменами. Представители среднего бизнеса в отличие от своих собратьев-олигархов не готовы молча нести все социальные тяготы в надежде на то, что это им зачтется в Кремле.
В самом названии мероприятия таился главный посыл организаторов. Как заявил глава Координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин, социальную ответственность бизнеса нужно переводить в плоскость социального партнерства бизнеса, власти и общества. Его поддержал председатель «Деловой России» Борис Титов. По его словам, «социальная ответственность -- это не ответственность за благотворительность». Участники вновь формулировали, что под социальной ответственностью следует понимать создание рабочих мест, достойную заработную плату и благоприятные условия труда, включая экологическую обстановку. А участие бизнеса в развитии медицины и образования -- это уже дополнительная социальная ответственность. Благотворительность вообще дело исключительно гражданской позиции, и силой заставлять бизнес заниматься благотворительностью нельзя.
Ситуация объясняется тем, что в конгрессе участвовали не представители крупного бизнеса, с некоторых пор чувствующие свою врожденную вину перед властью, а те, кто, как принято говорить, начал с нуля. Поэтому они и не воспринимали пресловутую социальную ответственность как индульгенцию за грехи времен первоначального накопления капитала, а относились к ней как к позитивной рекламе собственного бизнеса.
Максимально точно настроение в зале выразил зампред «Деловой России» Владимир Головнев. «Бизнес никому ничего не должен»,-- заявил он. Поэтому данные, приведенные исполнительным директором ВЦИОМ Константином Абрамовым, согласно которым лишь 7% населения считают российский бизнес социально ответственным, никого не напугали. Понятно, что претензии людей адресованы «олигархам».
В отличие от бизнеса крупного представители капитала калибром помельче не побоялись выдвигать требования к власти. По словам г-на Шохина, власть должна внести свой вклад в социальное партнерство путем создания благоприятных условий для ведения бизнеса. «По самым скромным оценкам, 10% всех расходов приходится на административную ренту», -- сказал он. Проще говоря, на находящиеся вне правового поля откаты чиновникам. Также правительству следует подумать о совершенствовании налоговой системы. Номинальное снижение налогов с лихвой компенсируется ужесточением налогового администрирования. На его взгляд, правительству следует подумать о дальнейшем снижении единого социального налога. Аргумент о возникновении дефицита Пенсионного фонда не кажется г-ну Шохину существенным. Дефицит существует и при нынешних ставках.
Досталось и крайне популярному в последнее время институту государственно-частного партнерства. Бизнес не должен решать проблемы государства, убежден г-н Шохин.
Тем не менее практически каждый выступавший считал своим долгом процитировать президента. Особенно остроумно получилось у заместителя начальника управления внутренней политики администрации президента Андрея Бусыгина. Вспомнив знаменитое путинское сравнение прессы с форточкой -- «откроешь -- шумно, закроешь -- душно», он сказал, «если что-то не удовлетворяет бизнес, он не шумит, а тихо уходит в тень». А над президиумом, в лучших советских традициях, висела огромная цитата Владимира Путина: «...о важности системного понимания социальной ответственности бизнеса. Очевидно, что индивидуальный успех, а также успех отдельных корпораций по настоящему устойчив, лишь если он устремлен в перспективу, связан с реальными нуждами людей». До такого не додумались даже на недавно прошедшем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.
Вера СИТНИНА