|
|
N°220, 01 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Таможня на болтах
Спецслужбы закрыли еще одно контрабандное "окно в Европу"
Прокуратура Курской области на днях арестовала начальника Рыльского таможенного поста Александра Полякова и его заместителя Василия Смородского. Почти сразу им были предъявлены обвинения в контрабанде, совершенной организованной группой.
По данным следствия, через этот маленький пост с декабря 2003 года по март 2004 года прошло бытовой техники и импортной одежды более чем на 100 млн долл., однако задекларирован товар был как гайки, болты, слесарный инструмент и т.д. Это расследование уже затронуло и некоторых высокопоставленных чиновников. В понедельник облпрокуратура направила письмо в адрес начальника Центрального таможенного управления Юрия Рыбкина с требованием обязать явку на допрос руководителя Курской таможни Константина Одинокова, который уже несколько месяцев избегает общения со следователями. Также в международный розыск объявлен крупный таможенный брокер Альберт Элишаков.
Выйти на «окно» в российской таможенной границе сотрудникам Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу (ГУ МВД по ЦФО) удалось в начале этого года. Тогда к оперативникам стали поступать данные о том, что руководители многих крупных столичных компаний обсуждают между собой новую возможность контрабандных поставок товаров. Причем речь шла о транспортировке в Россию в обход уплаты всех необходимых таможенных пошлин неограниченных партий бытовой техники и одежды. Заинтересовавшись этими сведениями, милиционеры начали поиски «окна» и вскоре их внимание привлек Рыльский таможенный пост. Он был открыт только в декабре 2003 года на территории склада временного хранения (СВХ) «Курск-терминал», который расположен в поселке Крупец Курской области, всего в пяти километрах от границы с Украиной. 6 марта туда выехала оперативная группа, однако, как выяснилось, подступиться к СВХ и посту крайне сложно. К ним ведет всего одна длинная грунтовая дорога, на складе трудится почти все мужское население поселка Крупец (там живет всего тысяча человек), поэтому о появлении подозрительных «чужаков» тут же стало известно «нужным» людям, и грузовики с товаром просто перестали прибывать на пост. Тогда оперативники пошли на хитрость. Они сделали вид, что уезжают из Курской области, а сами спрятались на территории одной из заброшенных ферм. Одновременно один из сыщиков, спрятавшись на дереве рядом с СВХ, стал записывать на видеокамеру все происходящее.
Решив, что опасность миновала, сотрудники склада и поста снова принялись за работу. К ним подъехала фура для международных перевозок (со знаком TIR), из которой товар быстро перегрузили на два обычных грузовика. После этого в СВХ ворвались оперативники с бойцами СОБРа. В машинах оказалась партия импортной одежды стоимостью 350 тыс. долл., а в сопроводительных документах значилось, что перевозятся гайки и болты. Причем на документах стояли уже все необходимые штампы Рыльского таможенного поста. Не успели оперативники приступить к осмотру СВХ, как на его территории появилось десять вооруженных бойцов спецназа Курской таможни, которые заявили, что у них есть приказ очистить склад от милиционеров. Вскоре к ним присоединилось еще 30 сторожей СВХ с винтовками. До перестрелки дело не дошло, но только спустя четыре часа сотрудникам ГУ МВД по ЦФО удалось начать обыск.
В результате были обнаружены десятки штампов пограничных служб, различных подставных фирм, поддельные инвойсы (бумаги, которые выдает отправитель груза с перечнем товара) и т.д. 12 марта 2004 года прокуратура Курской области возбудила уголовное дело о контрабанде и превышении должностных полномочий.
За несколько месяцев работы следователям удалось подробно выяснить, как действовала контрабандная схема. Водители следующих в Россию фур показывали украинским таможенникам настоящие сопроводительные документы на перевозимую бытовую технику и одежду. Как только грузовики пересекали границу, они сразу отправлялись на СВХ «Курск-терминал» и расположенный там же Рыльский таможенный пост, где на перевозимый товар выдавался новый пакет документов. Из него следовало, что в Россию доставлена партия гаек, болтов или слесарных инструментов, а получателями значились какие-нибудь подставные фирмы. По данным следствия, сотрудники таможенного поста не только закрывали на это глаза, но и сами активно участвовали в подобных махинациях.
Потом вереницы грузовиков с контрабандным товаром отправлялись настоящим получателям. Причем последние оформляли бумаги так, что выходило, будто груз они не сами доставили из-за границы, а приобрели уже на внутреннем рынке России у этих самых подставных фирм. Тем самым реальные получатели товара снимали с себя всякую ответственность за контрабанду. Оперативники выяснили, что только с декабря 2003 года по март 2004 года через Рыльский таможенный пост прошло около 300 грузовиков с бытовой техникой и одеждой как минимум на 100 млн долл., а документы были оформлены так, будто перевозятся гайки и инструмент. «С каждой фуры в казну, по самым скромным подсчетам, недоплачивалось 10--20 тыс. долл., -- говорят сыщики. -- Таким образом, сумма ущерба государству составила не меньше 3--6 млн долларов».
Полгода следователи допрашивали всех участников этой контрабандной схемы, в том числе и настоящих получателей. Они-то и признались, что осуществлять поставки товара через Рыльскую таможню им предложил Альберт Элишаков. Официально он числится сотрудником транспортной компании ООО «Ван-транс», однако, по словам оперативников, это должность номинальная. По их словам, Элишакова и его делового партнера Асада Мехдиева в околотаможенных кругах знают очень хорошо как людей, способных решить любую проблему, связанную с перевозкой товара через границу. В начале ноября Элишакова объявили в международный розыск. А на днях по решению Ленинского суда Курска были арестованы начальник Рыльского таможенного поста Александр Поляков и его заместитель Василий Смородский. С их непосредственным начальником -- руководителем Курской таможни Константином Одиноковым следователи не могут пообщаться уже нескольких месяцев. Он просто игнорирует их повестки, ссылаясь то на занятость, то на болезнь. В результате в понедельник облпрокуратура направила письмо в адрес начальника Центрального таможенного управления Юрия Рыбкина с требованием обязать явку на допрос Константина Одинокова.
Александр ШВАРЕВ