|
|
N°114, 02 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реставраторы с большой дороги
Строители третьего кольца займутся и Лефортовским ансамблем
Дворцы и парки Лефортова уже в который раз стали горячей точкой Москвы. Неожиданно для архитектурного сообщества пересмотрено решение о строительстве под историческим ансамблем тоннеля глубокого заложения, который должен стать частью третьего транспортного кольца. Это, однако, не означает, что подземной трассы под Лефортовом не будет. Просто все вернулось к «нулевому варианту»: по распоряжению мэра (№573-РМ от 7 июня) объявлен тендер на заказчика и подрядчика по строительству тоннеля. Цель конкурса -- разработать вариант мелкого тоннеля, сооружаемого открытым способом, против которого общественность борется уже не одно десятилетие (см. справку).
Официальные лица объясняют эти перемены так: на глубокий тоннель сегодня нет денег (его стоимость оценивается от 1,3 до 2,2 млрд долларов), в то время как современные технологии позволяют достаточно дешево (около 380 млн долларов) и аккуратно проложить неглубокую трассу.
Шансов на то, что мелкий тоннель действительно пройдет по территории охранной зоны исторических памятников, немного. Общественность, уже закаленная в многолетней борьбе за Лефортово, скорее всего остановит строительство через суд. Сильно сопротивляется проекту и архитектурное начальство в лице ЭКОСа (Экспертно-консультативный общественный совет при главном архитекторе Москвы), ранее в неразрешимых противоречиях с мэром не замеченное. Это может означать только одно: вариант с мелким тоннелем абсолютно «непроходной».
Но даже если трасса третьего кольца рано или поздно пойдет в обход Лефортова, это вовсе не означает, что дворцово-парковому ансамблю ничего не грозит. Парк, по различным оценкам, нуждается в неотложной реставрации. Пока затраты на его восстановление предусмотрены в условиях «тоннельного тендера». То есть тому, кто будет строить этот участок трассы, достанется и работа по сложнейшей реставрации парка XVIII века. Два суперзаказа оказались в «одном флаконе».
Москва авторская
Между тем на сегодняшний день научно обоснованной программы реставрации Лефортова не существует. Последние исследования, проведенные архитектором Главного управления охраны памятников Москвы Леонидом Маковским, показали, что три составляющих эту местность парковых ансамбля -- военный госпиталь, расположенная рядом с ним усадьба Ф.А. Головина (в 1721 году Петр купил ее у наследников) и дворец Франца Лефорта (ныне Военно-исторический архив) на другом берегу Яузы -- имеют одного автора. Это личный врач Петра I и первый директор госпиталя Николай Бидлоу. Архитектурный "почерк" Бидлоу, создававшего в парках фигурные пруды, островки, каскады, гроты, плотины и другие «затеи» (Лефортово тогда называлось «Версалем на Яузе») прослеживается и в усадьбах, расположенных ниже по Яузе, -- Салтыковых на правом берегу и Разумовского -- на левом. "Если это подтвердят архивные данные, мы получим ошеломляющую картину: ландшафт, равный по площади половине земляного города, создал один человек, -- говорит Леонид Маковский. -- Но уже сегодня можно утверждать, что именно по образу и подобию Лефортова создавался ансамбль Петергофа».
В начале XIX века стиль ансамбля изменился. Перестроенное Джакомо Кваренги классическое здание Екатерининского дворца потребовало иного обрамления, и парк стал романтическим: появились лужайки, некогда имевшие геометрические очертания пруды превратились в живописные, а камень, которым были выложены набережные, пошел на перестройку дворца.
И вот сегодня возник вопрос: реставрировать ли парк, поныне сохраняющий планировку Бидлоу, в стиле барокко -- как памятник петровской эпохи, или же не спорить с веком Кваренги и придать ему романтические черты. Ожидалось, что Министерство культуры объявит конкурс, который решил бы спор и определил возможных заказчиков и исполнителей этой работы. Но тут в дело вмешались дорожники.
Копать нельзя реставрировать
ООО "Организатор" (фирма -- заказчик строительства этого участка третьего кольца, прежде расширявшая МКАД) предложило «в пакете» с другими работами проект реставрации водной системы Лефортовского парка. Средства в объеме 12 млн долларов выделялись из федерального дорожного фонда. За разработку проекта взялось ОАО "Центрреставрация памятников истории и культуры". Эта фирма, существующая с 1994 года, известна исключительно по Лефортовскому парку, где по заказу районной управы провела благоустройство. Парковые дорожки были выложены фигурной плиткой, как на Арбате, поставлены грязно-коричневого цвета скамейки, в гроте выполнены "противоаварийные работы" -- в места провалов закачан бетон. Новый проект «Центрреставрации» столь же радикален: предлагается срыть грунт по берегам Аннегофского канала и воссоздать набережную «по мотивам» петровской эпохи, построить мостики в неопределенном стиле, а пруды оставить живописными. Решение получилось универсальным: и барокко, и романтизм, и нечто третье -- кому что нравится. Год назад работа рассматривалась в Москомархитектуре, но утверждена не была. Следующая попытка должна состояться в июле. Партнером «Центрреставрации» будет, вероятно, все тот же «Организатор» или любая другая фирма, которая победит на «тоннельном» тендере. Если же все-таки дорога пойдет в обход Лефортова, у нее все равно остается шанс сохранить уже утвержденный проект за собой. И вместо вечно сомневающихся реставраторов парком петровских времен займутся решительные дорожные рабочие.
СПРАВКА
Идея транспортного кольца, проходящего по территории Лефортова, была заложена еще в Генплане 1935 года. В 1984 году Совмин РСФСР выпустил распоряжение о строительстве участка кольцевой магистрали от Бакунинской улицы до Госпитальной площади. Предусматривался тоннельный участок, сооружать его должны были открытым способом. Тогда и началась борьба общественности за Лефортово. Старожилы вспоминают, что еще "на подступах" к Лефортово, в Немецкой слободе, местные активисты ложились под бульдозеры, защищая палаты XVII века. Движение обрело свою мифологию. Так, решающую роль в отмене распоряжения Совмина (март 1989) приписывают Борису Ельцину (тогда 1-й секретарь МГК), который на одном из совещаний заявил: "Оставьте Лефортово в покое!" Однако в 1992 году проект возродился. Юрий Лужков подписал специальное распоряжение, но спустя три года Государственная экологическая экспертиза признала "тоннельные" проекты небезопасными для памятников Лефортова: оползни и изменение грунтовой обстановки могли привести к деформации зданий, сокращению питания прудов, деградации парка. Поэтому весной 1996 года на общегородской конференции была выдвинута идея трассы в обход Лефортова с использованием полосы отчуждения Казанской и кольцевой железных дорог. В июне того же года было выпущено новое распоряжение Лужкова о строительстве тоннеля под Лефортовом. В феврале 1998 года завершился международный тендер на его проектирование. Иностранные претенденты сняли свои заявки из-за недостатка информации по грунтовой обстановке. Победителями стали оба российских участника конкурса. Корпорации "Трансстрой", предложившей глубокий тоннель, была поручена сама подземная трасса, институту "Мосинжпроект" (спроектировавшему тоннель неглубокого заложения) -- решение дорожного полотна и переустройство коммуникаций. По проекту глубокого тоннеля удалось достигнуть общественного консенсуса.
Как надо реставрировать парки
Оказывается, сегодня возможно точно восстановить даже самые древние памятники садово-паркового искусства. Во всяком случае на Западе. Недавно в Москве побывал руководитель британской программы "Археология исторических садов и парков" Брайан Дикс. Он рассказал об уникальном опыте воссоздания цветочного парка середины XVII века, некогда располагавшегося перед дворцом короля Уильяма III (ныне в черте Большого Лондона). На первом этапе были использованы геофизические методы, благодаря которым удалось «заглянуть» под позднейшие наслоения и составить точный план парка со всеми дорожками, клумбами и баскетами, не повредив при этом английский газон перед дворцом. После вскрытия грунта был проведен биохимический анализ семян, определены сорта цветов и кустарников. Удалось даже выяснить, каким камнем были выложены парковые дорожки. В итоге была создана точная копия сада, известного лишь по преданиям. Результаты поразили европейцев, "заказы" на старинные парки британцы уже получили из Италии, Франции, Испании, Мальты. И даже из России -- из Москвы Брайан Дикс отправился на Соловецкие острова, где по предложению местных властей намерен заняться воссозданием самых северных садов Европы.
Александра ТОЛСТИХИНА