|
|
N°113, 29 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Афганский треугольник
Россия дружит против талибов с Индией и США
В Афганистане -- жаркое лето, а значит, очередной, 23-й, сезон войны, который, как всегда, сопровождается очередным раундом околоафганской дипломатии. В Вашингтоне и Москве прошли два заседания «рабочих групп по Афганистану», российско-американской и российско-индийской, на уровне замминистров иностранных дел. Россия и США -- инициаторы принятия в 1999--2000 годах жестких резолюций ООН 1267 и 1333, вводящих санкции против движения «Талибан». Индия, озабоченная ростом мусульманского экстремизма в своей стране, также активно поддержала антиталибовские меры и включилась в сотрудничество с Россией по борьбе с терроризмом.
Заседание российско-американской рабочей группы, состоявшееся 24--25 мая, стало первым после формирования в Вашингтоне новой американской администрации, и в Москве его считают более чем успешным. Здесь отмечают, что в отличие от времен Клинтона сегодня США, формулируя афганскую политику, не столь зациклены на «проблеме Бен Ладена», когда все устремления Вашингтона сводились к единственной задаче -- выдаче «террориста номер один» в руки американского правосудия. Российские дипломаты не без удовлетворения отмечают, что если раньше намерения американцев в отношении талибов выглядели достаточно утилитарно -- мол, выдайте Бен Ладена, и мы вернемся в Афганистан с деньгами и инвестициями, то ныне вопрос ставится иначе.
США согласны с Россией в том, что «страны Центральной Азии уже в ближайшее время могут столкнуться с угрозой терроризма, исходящей из Афганистана». Вчера первый замминистра иностранных дел России Вячеслав Трубников пошел еще дальше в определении «афганских угроз» и, кажется, впервые заявил, что они непосредственно касаются интересов России. На дипломатическом языке это означает, что Москва оставляет за собой право непосредственно реагировать на развитие ситуации на афганских фронтах, упреждая военные успехи талибов. Впрочем, и раньше никто в мире не сомневался в том, что Россия, наравне с Ираном и Индией, оказывает военную и материальную помощь антиталибовскому Северному альянсу во главе с Ахмад Шахом Масудом. Теперь, однако, такая политика получает практически официальное подтверждение. На практике она начнет реализовываться уже на следующей неделе, когда в Москве ждут министра иностранных дел администрации Северного альянса Афганистана доктора Абдуллу.
Примечательно, что в совместном заявлении российско-американской рабочей группы имя «главного врага Америки» Бен Ладена не упоминается вовсе. Обе стороны сосредоточены на четырех главных проблемах -- терроризме, наркотиках, предотвращении гуманитарной катастрофы в Афганистане и необходимости разработать и ввести в действие механизм мониторинга режима санкций ООН. Москва и Вашингтон положительно оценили введенный талибами запрет на выращивание опиумного мака на контролируемых ими территориях, но потребовали уничтожить все запасы наркотиков. В российско-индийском заявлении это требование звучит еще жестче -- «немедленно уничтожить». Если сегодня такой призыв кажется не более чем риторическим упражнением дипломатов, то в скором времени он может превратиться в силовые меры международного сообщества против талибов. Будут ли они касаться той части наркобизнеса, которым заняты наркобароны североафганского альянса, сказать трудно.
Что касается мониторинга за исполнением антиталибовских санкций, то, как утверждают россияне, это и есть главная задача. Как только предложения России, США и Индии получат одобрения Совбеза ООН, будут созданы группы международных контролеров, задачей которых станет фиксирование случаев нарушения эмбарго на поставки оружия талибам. Технической базой мониторинга будут национальные средства обнаружения, в том числе космические. Однако предстоит еще решить, кто будет платить за мониторинг -- ООН или страны-добровольцы. Из тройки инициаторов мониторингового механизма, Россия -- США -- Индия, очевидно, что основные надежды возлагаются на американцев.
Аркадий ДУБНОВ