|
|
N°219, 30 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политический откат
Губернаторам разрешат прокручивать деньги в «карманных» банках
Региональным властям, в том числе и новоназначенным губернаторам, со следующего года, видимо, будет разрешено тратить «свободные» деньги по своему усмотрению. В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении поправку в Бюджетный кодекс, разрешающую субъектам-донорам использовать имеющиеся в их распоряжении средства для извлечения дополнительных доходов. Фактически эта поправка восстанавливает в регионах систему уполномоченных банков, против которой много лет боролся Минфин, уверяющий, что такая система -- настоящая «черная дыра» для бюджетных денег.
По логике поправок, богатые регионы смогут стать еще богаче. Самостоятельно тратить свободные бюджетные деньги (например, давать их в долг, получая с этого дополнительные доходы), чтобы они не лежали мертвым грузом, смогут только те губернаторы, которые не будут пользоваться дотациями федерального бюджета.
По мнению Олега Григорьева, вице-президента Ассоциации политических экспертов и консультантов, такое развитие событий укладывается в логику происходящей реформы межбюджетных отношений. Точнее, соответствует нелогичным действиям власти. «Уже полтора года ведется реформа управления на региональном уровне, -- рассказал он «Времени новостей». -- Даже пресловутый закон о монетизации льгот исключительно преследует цель распределить полномочия между центром и регионами, а не социальные реформы. Все эти механизмы должны вступить в силу с января 2005 года. Могу сказать ответственно, что сама реформа по разделению полномочий уже сорвана. В этой сфере все утратили ориентиры, никакой политической воли не проявляется. И оказалось, что каждый регион получил возможность протащить свои политические требования. Центр уже и сам не знает, что он хочет сделать с регионами».
Если губернаторы будут назначаться федеральным центром и окажутся вполне благонадежными, самым успешным из них в качестве поощрения вполне могут быть розданы некие бюджетные вольности, в том числе и система «карманных» банков.
Генеральный директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский сообщил «Времени новостей», что в постсоветской истории «как-то принято в отношениях между центром и регионами обменивать потерю регионами определенных политических свобод на дополнительные экономические возможности». «Например, Татарстан, когда с ним шел торг в начале 90-х годов, согласился войти в состав России, но взамен получил полную экономическую самостоятельность. Сейчас это типичный пример такой политики, когда регионам-донорам дадут возможность держать счета в коммерческих банках», -- пояснил аналитик.
Пока действующие нормы Бюджетного кодекса запрещают губернаторам размещать бюджетные средства на банковских депозитах или передавать их в доверительное управление. Законом делать это разрешено только тем отдаленным регионам, где нет учреждений Центробанка, а соответственно, нет возможности осуществлять расчеты. Всем прочим, чтобы провести казенные деньги в коммерческий банк, приходится проходить довольно сложную процедуру выведения этих денег из системы казначейства, что требует многочисленных согласований. Многие делают проще и, фактически нарушая закон, размещают деньги на депозитах уполномоченных банков. Санкции, как правило, наступают спустя лишь довольно продолжительное время. Или не наступают вовсе, если у губернатора хорошие отношения с центром.
«Есть целый ряд регионов, которые создали мощные банковские структуры, подконтрольные местным властям, -- Москва, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, -- рассказывает г-н Туровский. -- Система «уполномоченных банков» была придумана еще Юрием Лужковым, это своего рода классика середины 90-х годов, когда все олигархические структуры были московскими уполномоченными банками. В конечном счете это выгодно чиновничеству. И свидетельствует о поощрении развития в регионах классики госкапитализма, сращивания власти с бизнесом».
С середины 90-х годов (а это время запомнилось чиновникам Центробанка и Минфина аферами с чеченскими авизо, имевшими место как раз из-за доступа банков к бюджетным деньгам) правительство боролось за создание единого федерального казначейства и концентрацию всех государственных средств на его счетах. После того как в 1998 году, когда вслед за банками-банкротами испарились бюджетные деньги, размещенные на их счетах, для проекта по созданию казначейства был привлечен кредит Всемирного банка, и у государства появилась возможность не хранить деньги в банках. Но как только это стало возможным, изменилась политическая реальность.
Восстановление системы «карманных» губернаторских уполномоченных банков противоречит мировой практике и не практикуется ни в одной стране, чье устройство основано на принципах федерализма. В других странах, если такое и допускается, банк должен представить залог на полную сумму бюджетных средств. В России же таких обременительных условий для «карманных» банков власти устанавливать не собираются.
По мнению Олега Григорьева, экономической целесообразности в таком решении нет: «Ни на федеральном, ни на региональном уровне механизмов эффективного использования средств не существует. А в регионах система власти еще менее эффективна, более контролируема и коррумпирована».
Аналитики предполагают, что воспользоваться правом завести «карманный» банк захотят не только регионы-доноры, но и реципиенты. Но для бедных регионов актуальна возможность реструктуризации долгов федеральному бюджету по ссудам, что тоже может стать экономической уступкой взамен на согласие региональных элит с теми мерами, которые предпринимаются по укреплению властной вертикали.
Дарья ГУСЕВА, Ирина СКЛЯРОВА