Время новостей
     N°218, 29 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.11.2004
Россия отпустила «Иркут» в Европу
Европейский авиакосмический холдинг EADS получил одобрение российского Минпромэнерго на покупку 10% акций авиастроительной корпорации «Иркут». Об этом агентству Reuters сообщила в пятницу пресс-секретарь «Иркута» Елена Федорова. Корпорация «Иркут» известна тем, что выпускает один из самых современных в России истребителей Су-30, а также тем, что она первой среди крупных авиастроительных предприятий нашей страны перешла из-под госконтроля в руки частных инвесторов. В марте этого года корпорация осуществила первое в военно-промышленном комплексе размещение своих акций на свободном рынке (IPO).

Елена Федорова выразила надежду, что теперь переговоры о вхождении EADS в состав акционеров «Иркута» «вступят в активную фазу». Российское законодательство запрещает иностранцам владеть более чем 25% акций авиастроительных предприятий. В предполагаемой сделке «Иркута» и EADS речь идет о меньшем пакете. «Юридически разрешения не требуется, но политически оно, безусловно, нужно, -- сказала г-жа Федорова, -- для EADS это было принципиальным моментом».

EADS впервые публично проявил интерес к ценным бумагам «Иркута» в мае этого года. На авиасалоне ILA, проходившем тогда в Берлине, две компании подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, а глава EADS Филипп Камю заявил, что европейский концерн анализирует возможность приобретения 10% акций «Иркута». «Иметь такого акционера очень престижно для нашей компании, -- заявил тогда «Времени новостей» президент «Иркута» Алексей Федоров. -- Но и для EADS, и для нас очень важно, чтобы этот шаг был поддержан руководством наших стран».

Теперь одобрение российского руководства получено, однако позиция потенциального европейского инвестора остается максимально осторожной. В конце октября анонимный представитель EADS сказал немецкому изданию Financial Times Deutschland: «Сейчас мы изучаем различные формы сотрудничества в проектах. Прямую покупку пакета акций («Иркута». -- Ред.) нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, этот вопрос не стоит на повестке дня». EADS сейчас занят подобными сделками в других странах. Недавно концерн объявил о приобретении 5% акций китайского авиастроительного предприятия AviChina. Кроме того, как раз на прошлой неделе развернулась интрига вокруг возможного слияния EADS с французской радиоэлектронной фирмой Thales. Французское правительство (один из акционеров EADS) предложило концерну приобрести Thales за 6 млрд евро, чтобы создать фирму, сопоставимую по масштабам с американскими гигантами Boeing и LockheedMartin. План, поддержанный французским министром финансов Николя Саркози и самим президентом Жаком Шираком, встретил весьма прохладный прием в Германии -- другом крупном акционере EADS, а также в Англии, министерство обороны которой является крупным заказчиком Thales. Партнерам нужно время, чтобы договориться по этому внутреннему европейскому вопросу.

Елена Федорова из «Иркута» признает: «В любом случае сделка (по продаже акций «Иркута». -- Ред.) будет завершена не раньше чем через полгода. Но я пессимист, поэтому думаю, что может потребоваться год».

Михаил КУКУШКИН