|
|
N°218, 29 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Союз изгоев
Независимо от того, чем закончится противостояние на Украине, российской власти впору серьезно задуматься о последствиях своей политики на постсоветском пространстве. Вокруг России формируется союз изгоев, заодно она сама может оказаться в новой международной изоляции. К тому же создается угроза территориальной целостности России.
На фоне критики высокопоставленными российскими чиновниками Запада за вмешательство во внутренние дела той же Украины именно российское активнейшее участие сначала в абхазской, а потом и в украинской президентских кампаниях может иметь для самой России крайне печальные итоги.
Фактически и в Абхазии, и на Украине российская власть стала экспортером сепаратизма -- того, с которым сама пытается бороться на своей территории вот уже почти 15 лет постсоветской истории. Сам факт участия российских политиков и чиновников -- от президента Путина до заместителя генпрокурора Колесникова и мэра Москвы Лужкова -- в абхазской президентской кампании, к тому же на стороне одного из кандидатов, может не просто рассматриваться как вмешательство во внутренние дела Грузии, чьей частью является Абхазия. Москва ухитрилась еще и внести раскол в само абхазское общество, тем самым ослабив собственные позиции в непризнанной республике и уменьшив шансы реально влиять на судьбу Абхазии. При том, что экономика нищей Абхазии стопроцентно зависима от России.
С Украиной ситуация для российских властей еще опаснее. Надежда, что весь народ Украины "проглотит" кандидата Януковича, не оправдалась. Ведь нетрудно было просчитать, что даже в случае честной победы нынешнего премьер-министра Украины по крайней мере Киев и весь запад страны не признает этого человека настоящим президентом. И что если Янукович не станет президентом -- начнет бунтовать восток Украины.
Проблема в том, что автономизация запада Украины стала бы проблемой Европы и США, а становящаяся все более реальной автономизация украинского востока будет головной болью России. Донбасс, родина Виктора Януковича, наивно пытается представить себя "становым хребтом" украинской державы. Главный шахтерский край бывшего СССР умирает и в обозримом будущем -- в этом своем качестве -- умрет окончательно. Независимость восточноукраинского государства, если таковое будет создано, мир не признает. Так что России придется взять на содержание еще одно мифическое государство-изгоя. При том, что никаких реальных рычагов управления такими прирученными "сателлитами" -- ни финансовых, ни политических -- у Москвы нет.
Что с того, что Россия подарила свое гражданство подавляющему большинству жителей Южной Осетии и Абхазии. В сознании российской политической элиты эти люди все равно не слишком отличаются от чеченцев и считаются "врагами". Тот же известный своим национализмом губернатор Краснодарского края Александр Ткачев не случайно обещал закрыть границы с Абхазией из-за того, что абхазы посмели выбрать своего президента, а не навязываемого Кремлем. На самом деле г-н Ткачев только ищет предлог, поскольку рад в любой момент выселить всех абхазов, турок-месхетинцев и прочих "лиц кавказской национальности" с территории края. И так думает не один г-н Ткачев.
С Восточной Украиной, даже несмотря на обилие в ней русскоязычного населения, будет та же история. При тотальной коррумпированности милиции, при очевидном нежелании российских властей поощрять миграцию восточные украинцы все равно не смогут чувствовать себя в России как дома. При этом едва ли восточноукраинские области обрадуются, если столкнутся с попыткой России "присвоить" их промышленный потенциал в награду за моральную поддержку восточноукраинского сепаратизма. Так что и материальной компенсации за свои усилия на Украине Москва может не получить.
С какими же союзниками мы оказываемся? Наши нынешние союзники -- Белоруссия с диктаторским режимом Лукашенко; нищие Абхазия и Южная Осетия с полукриминальными режимами, которые тянутся к России только из-за ненависти к Грузии; Приднестровье, незаконно объявившее о выходе из Молдавии. И вот теперь Восточная Украина с ее антидемократическими традициями. Союз нерушимый изгоев свободных...
Семен Новопрудский