|
|
N°217, 26 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ВТО угрожает «серым» производителям водки
Перспектива вступления России в ВТО вызывает обеспокоенность у отечественных производителей алкоголя. Это обусловлено тем, что от 40% (по Госкомстату) до 60% (по оценкам независимых экспертов) российских водочных производителей работает в нелегальном или полулегальном секторе. Вступление в ВТО приведет к неминуемому ужесточению законодательства.
Сейчас поток сверхприбыли «серых» производителей образуется за счет махинаций с НДС и акцизом. Общеизвестна и схема получения спирта с льготной ставкой акцизного сбора, получаемого якобы для производства не водочной продукции, а фактически идущей на производство водки.
Объяснима и невнятность чиновников, когда речь заходит об акцизных складах, которые должны платить до 80% причитающегося акцизного сбора в бюджет и которые, накопив по несколько миллионов долларов обязательств перед бюджетом, бесследно исчезают.
Становится очевидным, что конкурентоспособность наших предприятий при равных условиях с иностранными производителями, гарантируемыми ВТО, встает под сомнение.
Невозможность легализовать свои прибыли начисто отметает какой-либо независимый аудит и эффективную организацию бизнеса. Сейчас положение дел вполне устраивает многих водочных производителей. Капитализация их не интересует. Основная задача менеджмента состоит в лоббировании на уровне федеральных чиновников и региональных губернаторов процедуры возмещения НДС.
«Предприятие может производить часть легальной продукции, показывать официально по своей отчетности, а часть нелегальной, -- комментирует ситуацию председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. -- Я могу назвать такую цифру. У нас по итогам 2003 года около сотни предприятий показали объем производства менее десяти тысяч декалитров водки за год. Если посчитать, сколько они заработали легально, то этого не хватит на то, чтобы заплатить налог на имущество, при таких объемах жить нельзя. Тем не менее они работают из года в год».
Такое положение дел мешает проникновению цивилизованных иностранных денег на наш рынок. Фактически инвестиции в нашу страну можно отбить только за счет тех же «серых» схем. Для компании, рассчитывающей на фондовый эффект, проще экспортировать алкоголь в Россию из Финляндии, Польши и Украины, заняв чуть более высокую ценовую нишу водок от 150 до 250 рублей в рознице, что они и делают. Падение таможенных барьеров с вступлением в ВТО лишь упростит импорт алкоголя из-за рубежа.
Павел Шапкин так рисует сложившуюся картину: «Несмотря на то что мы патриоты нашего рынка, у них качественная продукция, по которой уплачены налоги, уплачены сборы, акцизы опять-таки на таможне. Это продукция, которая находит своих потребителей, потому что она качественная, обеспеченная интересной маркетинговой стратегией».
«Глобализация, выраженная в основном в движении России и стран СНГ в сторону ВТО, так или иначе диктует современные, цивилизованные подходы к ведению бизнеса. -- прокомментировал ситуацию президент компании Nеmiroff Яков Грибов. -- Уже сейчас крупные производители, торгующие, как и наша компания, и в США, и в Европе, и в России, и в Китае, рассчитывают в первую очередь на современные экономические модели. Такой подход полностью исключает увеличение прибыли за счет «серых» схем, ибо то, на что готовы закрывать глаза в странах СНГ, вызывает отторжение в Америке или Германии. Вас просто не пустят в эти страны. По сути дела, во всем мире вкладывают деньги не только в производство продукта, а в большей степени в систему организации этого производства, обеспечение качества, в маркетинг, управление, сбыт. Перспективы, оценивающиеся капитализацией компании, -- вот что имеет смысл продавать. И в России, и на Украине многие думают иначе. Это их право, но серьезного будущего без системных изменений в своем бизнесе у таких компаний не будет».
Однако вектор движения в ВТО определен президентом и правительством. Работа по внесению изменений в закон с учетом требований международного сообщества ведется. Солидный пакет поправок подготовлен комитетом по экономической политике Государственной думы. В случае удачи и принятия этих документов депутатами эксперты прогнозируют 20-процентное сокращение теневой части водочной индустрии уже в 2005 году. Очевидно, что совершенствование законодательной базы на этом направлении не только принесет пользу казне, но и поднимет на качественно новый уровень организацию бизнеса во всей алкогольной отрасли.
Список наиболее динамично развивающихся компаний с наибольшими перспективами в оценке их капитализации содержится в ежегодном исследовании, посвященном динамике развития алкогольных брендов, публикуемом авторитетным международным изданием Drinks Intarnational. Второе и третье места в нем занимают такие известные транснациональные компании, как Pernod Ricard, Allied Domecq.
Любопытно, что первая позиция принадлежит украинской компании Nemiroff, за последние несколько лет стремительно ворвавшейся на международный рынок. Компания импортирует свою продукцию более чем в 40 иностранных государств, что составляет 75% в абсолютном и 84% в денежном выражении во всеукраинском экспорте алкоголя. За 2004 год оборот от продаж в российских регионах составил 4,8 млрд руб., всего в общей сложности продано почти 60 млн бутылок.
Российские компании были также отмечены изданием. Это группа компаний АК «Веда», «Союзплодимпорт» и Русская винно-водочная компания с брендом «Флагман».
Андрей СТУПИН