|
|
N°217, 26 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Белоснежка» и 20 процентов
Statoil объявил переговорную позицию по «Штокману»
Публичная «предпереговорная» подготовка по Штокмановскому проекту принимает массовый характер. Вслед за норвежской компанией Hydro, представитель которой в СМИ сообщил о желании получить 15% в проекте по освоению газоконденсатного Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря в обмен на технологии подводной добычи газа, свои намерения раскрыл второй норвежский претендент -- Statoil. Президент Statoil Russia Кристоффер Маро рассказал Интерфаксу, что его компания претендует на приобретение 20-процентной доли в Штокмановском проекте, взамен предлагая «Газпрому» участие в проекте разработки норвежского шельфового месторождения Snohvit, название которого переводится как «Белоснежка». В «Газпроме» говорят, что интересуются этим проектом, но полагают, что перспективы такого обмена на данной стадии переговоров по «Штокману» весьма туманны. Тем более что проекты явно несопоставимы по размеру.
По словам г-на Маро, проект Snohvit является наиболее близким аналогом Штокмановского проекта. «Мы считаем, что этот проект может быть интересен для «Газпрома» и что у «Газпрома» есть возможность приобретения части доли Statoil», -- сообщил он, добавив, что его компания уже получила согласие на вхождение «Газпрома» у правительства Норвегии. Правда, Statoil в проекте Snohvit в настоящее время принадлежит 33,5%. Остальными участниками являются правительство Норвегии (30%), Total (18,4%), Gaz de France (12%), Amerada Hess International Ltd. (3,25%), RWE-DEA AG (2,61%) и Svenska Petroleum Exploration AB (1,24%). А запасы месторождения (193 млрд кубометров газа) в разы уступают даже объемам, предполагаемым к разработке в первой стадии Штокмановского проекта.
В то же время «Газпром» после поглощения «Роснефти» станет единоличным держателем лицензии на гигантское Штокмановское месторождение (сейчас лицензией владеет компания «Севморнефтегаз», учрежденная «Газпромом» и «Роснефтью» на паритетных началах). Запасы «Штокмана» составляют 3,2 трлн кубометров газа, а годовой проектный уровень добычи составляет 90 млрд кубометров в год. Сейчас обсуждается первая стадия проекта, которая предполагает добычу 30 млрд кубометров в год, их сжижение и экспорт СПГ на восточное побережье США.
У Statoil имеются два козыря -- близкие сроки ввода Snohvit и наличие зарезервированных мощностей на терминале по приему СПГ в Cove Point (США). Газ с «Белоснежки» пойдет на экспорт уже в 2006 году, а Штокмановский проект начнет реально работать в лучшем случае в конце десятилетия. Однако и в этом случае сомнительно, что «Газпром» согласится отдать 20% запасов «Штокмана» за 10--12% (скорее всего, это максимум, что может предложить Statoil) в норвежском проекте. Хотя не исключено, что обмен может все же состояться. Газпромовский проект настолько велик, что его, по-видимому, будут реализовывать в три стадии. И сейчас идут переговоры с потенциальными участниками только первой стадии. При этом больший объем запасов, которые предполагается добыть на этой стадии, может быть компенсирован с норвежской стороны высокой готовностью (а значит, низкими инвестиционными расходами для «Газпрома») «Белоснежки».
Алексей ГРИВАЧ