|
|
N°217, 26 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обратный отсчет
ЮКОС умрет 20 декабря
ЮКОСу осталось жить меньше месяца. Как сообщил вчера поздно вечером Интерфаксу источник в совете директоров компании, в повестке дня к собранию акционеров ЮКОСа, назначенному на 20 декабря, осталось лишь два пункта: либо одобрение банкротства, либо одобрение ликвидации. Директора посчитали, что рассматривать антикризисный план уже нет смысла -- после того как 19 декабря пройдут торги, где государство намерено продать «Юганскнефтегаз», спасти ЮКОС, учитывая размер налоговых претензий, не сможет уже ничто. А вот сохранить хотя бы минимальную часть оставшегося имущества, начав процедуру ликвидации или банкротства холдинга, его основные акционеры могут попытаться. Хотя вряд ли власти позволят владельцам опальной компании воспользоваться такой возможностью. Правление ЮКОСа уже попыталось обезопасить себя от последствий такого шага: четверо из шести его членов уже бежали за границу и пока возвращаться не собираются.
«Учитывая предъявление ЮКОСу налоговых требований, отсутствие реакции правительства на предложение компании об урегулировании налоговой задолженности, совет директоров решил не обсуждать и не предлагать акционерам к обсуждению разработанный менеджментом план по выходу ЮКОСа из кризисной ситуации», -- сообщил источник.
Семь из 11 мест в совете директоров занимают иностранцы, которые еще в октябре предлагали компании объявить себя банкротом. В этом случае государство перестает быть кредитором первой очереди у ЮКОСа, и его акционеры сохранят хоть какие-то свои активы. Однако их российские коллеги, в первую очередь глава совета Виктор Геращенко, активно возражали, надеясь договориться с властями, в очередной раз предложив им ввести в совет своих представителей. В очередной раз реакции на инициативы ЮКОСа не последовало.
Вчера The Financial Times сообщила, что в Лондон уехали председатель правления ЮКОСа Стивен Тиди и финансовый директор компании Брюс Мизамор, заявивший газете, что «не собирается жертвовать своей жизнью в политических целях» и не вернется в Москву, пока не убедится, что его «свобода и безопасность находятся вне опасности». По информации Прайм-ТАСС, в Лондоне также находятся первый вице-президент ЮКОСа Анатолий Трушин и старший вице-президент Александр Темерко, которые тоже возвращаться не собираются.
Беспокойство управленцев из ЮКОСа легко понять. После того как две недели назад в холдинге предупредили о возможном банкротстве, которое может объявить менеджмент, стали появляться сообщения об обысках и арестах среди руководителей компании. В частности за решетку попал заместитель управляющего делами «ЮКОС-Москва» Алексей Курцин, кроме того, суд санкционировал арест старшего юриста ЮКОСа Дмитрия Гололобова, который предусмотрительно покинул страну еще полтора месяца назад.
Пока в Москве остаются два члена правления ЮКОСа -- Петр Золотарев, исполняющий обязанности президента ЮКОС РМ (переработка и сбыт), и президент ЮКОС ЭП (разведка и добыча) Юрий Бейлин. При этом г-н Золоторев уже написал заявление об уходе.
А долг компании перед бюджетом продолжает суть ли не ежедневно увеличиваться. Как сообщает источник в дочерней компании ЮКОСа, к моменту продажи предприятия его долг перед бюджетом может превысить 7,8 млрд долл. «Сейчас общая сумма начислений по актам налоговых проверок компании за 1999, 2000, 2001 и 2002 годы примерно равна 4 млрд долл. Насколько я знаю, на днях должна закончиться проверка за 2003 год, и нас ожидают претензии еще в 1 млрд долл. Задолженность по текущим налогам к середине декабря также достигнет уровня в 1 млрд долл. Текущая задолженность перед поставщиками по сравнению с налоговой относительно невысока -- около 300 млн долл.», -- сказал он, напомнив, что компания является гарантом по двум кредитам на 2,6 млрд долл., выданным ЮКОСу.
Но нефтяные компании все равно готовы потратиться на «Юганскнефтегаз», хотя их по-прежнему пугают перспективы столкнуться с ЮКОСом в судах. В среду итальянская Eni заявила, что хотела бы получить долю в «Юганскнефтегазе» после того, как его купит, к примеру, «Газпром». А вчера свой интерес официально озвучила индийская Oil & Natural Gas Corp. (ONGC). «Если будут продавать активы по отдельности, мы будем рассматривать (покупку. -- Ред.) подразделения ЮКОСа. Покупка компании в целом предполагает финансовые и организационные риски», -- приводит Bloomberg слова председателя ONGC Субира Раху. Министерство нефти Индии уже поручило компании найти себе партнеров среди иностранных компаний для подачи совместной заявки на приобретение имущества российского холдинга. ONGC уже работает в России. Ей принадлежит 20% в проекте «Сахалин-1». Такой же долей в нем владеет «Роснефть».
Денис РЕБРОВ