|
|
N°217, 26 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Германский праздник Рамадан
В календаре немцев может появиться новый красный день
В Германии, где, по оценкам экспертов, проживает около 3,5 млн мусульман, разгорелась оживленная политическая дискуссия о роли и месте этого религиозного меньшинства в немецком обществе. Толчком для нее послужило убийство 2 ноября в Нидерландах кинорежиссера Тео ван Гога, выступавшего с критикой ислама. «Мы сидим на бочке с порохом», -- заявил генсек немецкого оппозиционного Христианско-демократического союза Лауренц Майер.
Бывший канцлер социал-демократ Гельмут Шмидт признал ошибочной политику 60-х годов, когда в Западную Германию были приглашены гастарбайтеры «из других культур». В современном немецком обществе «многокультурность» все больше вытесняет «ведущую культуру». Достаточно сказать, что во многих начальных школах Берлина удельный вес детей-иностранцев, не владеющих на первых порах немецким языком, достигает 90%. Неожиданное «покаяние» Гельмута Шмидта вызвало шквал протестов немецких политиков турецкого происхождения.
Рутинным заклинаниям высших политиков о необходимости улучшения интеграции иностранцев в немецкое общество вице-шеф фракции «зеленых» в бундестаге Ханс Кристиан Штребеле противопоставил весьма конкретное предложение. Он заявил о необходимости введения официального общегерманского мусульманского праздника, который можно было бы отмечать «где-то в конце Рамадана». По мнению г-на Штребеле, ради этого можно было бы пожертвовать даже одним из христианских праздников -- Пасхальным понедельником или, скажем, понедельником в Троицу.
В священный месяц Рамадан мусульмане постятся в светлое время суток, а вечером разговляются. В конце месяца в честь окончательного разговения они устраивают большой праздник жертвоприношения (ид аль-фитр). Проблема, однако, в том, что дата праздника -- гибкая, она передвигается в соответствии с лунным календарем.
С воодушевлением восприняли данную идею главным образом сами немецкие мусульмане. Или Эмари, председатель исламской общины в Гамбурге, призвал немецких христиан отказаться от одного из своих праздников. Его поддержал и Аскар Махмут, генсек Союза турко-исламских культурных объединений в Европе: «Мы, мусульмане, являемся частью общества. И если права меньшинств еще для кого-то имеют значение, то мусульманский праздник в Германии крайне необходим».
Коалиционные партнеры «зеленых» в правительстве социал-демократы отреагировали на предложения г-на Штребеле уклончиво: идея, может, и неплохая, однако нынешняя трудная экономическая ситуация не позволяет даже думать о каком-то новом празднике для Германии. Но оппозиция в лице христианских демократов (ХДС) и свободных демократов (СвДП) в эти дни не скупится на критику «зеленой» идеи "общегерманского Рамадана". Глава ХДС Ангеля Меркель призвала к благоразумию, отметив, что ни в одной мусульманской стране никому в голову не придет учреждать официальный христианский праздник, да еще и делать его нерабочим днем. Вице-председатель СвДП Райнер Брюдерле добавил, что «негоже торговаться о праздниках, как на восточном базаре».
Сдержанно реагировали высшие представители христианских церквей Германии. Один из них в своем выступлении в СМИ даже горячо поддержал идею передачи одного дня из христианских праздников в пользу «сограждан-мусульман». И в самом деле, рассудил протестантский священник, кто теперь в Германии знает истинный смысл Троицы?
Юрий ШПАКОВ, Берлин