|
|
N°217, 26 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выставка для нового президента Индонезии
В Джакарте представлена военная авиация Евразии
Среди девяти стран, которые развернули свои национальные павильоны на выставке вооружений Indodefence-2004, проходящей в эти дни в Джакарте, присутствует Россия, но отсутствуют США. Это наглядно иллюстрирует смысл международного мероприятия, организованного под эгидой министерства обороны Индонезии. Страна, которая в течение десятилетий была теснейшим союзником США в Юго-Восточной Азии, с 1991 года не получает американского оружия. Эмбарго было введено Америкой из-за жестокости, проявленной индонезийской армией по отношению к борцам за независимость Восточного Тимора. Сейчас Индонезия выходит из череды экономических кризисов, начавшейся в 1998 году, и местные военные ищут альтернативных поставщиков вооружения. Indodefence, хотя и имеет порядковый номер 2004, как и международные военно-технические выставки, проводящиеся в других странах, на самом деле устроен в первый раз.
Роль продавца на потенциально крупнейшем рынке готовы исполнить наряду с Россией европейские страны и отчасти азиатские государства-соседи. Это и отражает состав участников Indodefence и масштаб индивидуального присутствия каждой страны. Всего в Джакарте представлены фирмы из 24 государств. Но национальные павильоны сочли нужным открыть хозяйка мероприятия -- Индонезия, ее соседи Малайзия, Сингапур, Тайвань и Южная Корея, а также Германия, Голландия, Польша и Россия.
Среди именитых оборонных предприятий выделяются швейцарская артиллерийская Oerlecon, немецкий производитель стрелкового оружия Glock, DaimlerChrysler, Siemens, транснациональная корпорация Daewoo и отдельно ее судостроительное подразделение. Россию представляет «Росвооружение», АХК «Сухой», Ростовский и Казанский вертолетные заводы, двигателестроительное НПО «Салют».
Выставка имеет еще одну особенность -- она проводится вскоре после смены власти в Индонезии. В сентябре этого года президентские выборы выиграл Сусило Бабмбанг, который и будет править страной в следующие пять лет. Едва вернувшись с саммита Азиатско-Тихоокеанского региона в Сантьяго, он 24 ноября сам открыл Indodefence. Получилось, что потенциальные поставщики демонстрируют свой товар лично новому главе государства. Министр обороны Индонезии Джувоно Сударсоно, правда, осторожно заявил накануне открытия: «Мы не рассчитываем, что все участники заключат сделки прямо во время выставки».
Для России сейчас важнее не столько сделки, сколько подтверждения, что нынешнее индонезийское правительство продолжит сотрудничество с российским оборонным комплексом, начатое при прежнем президенте Мегавати Сукарнопутри. В апреле 2003 года во время визита г-жи Мегавати в Москву было довольно неожиданно заключено соглашение о покупке индонезийскими ВВС двух истребителей Су-27, двух многофункциональных боевых самолетов Су-30МК и двух ударных вертолетов Ми-35. Главнокомандующий армией Индонезии Эндриартоно Сутарто говорил тогда о намерении закупить еще как минимум 44 «сушки» в следующие четыре года. Назывались и графики поставок: два Су-30 и четыре-шесть Су-27 в 2004 году, шесть Су-27 в 2005 году. Однако пока этот график не выполняется. Первая четверка «сухих», поставленная в Индонезию в августе-сентябре этого года, остается до сих пор последней.
Дело в том, что у этой сделки внутри Индонезии нашлись активные противники. Бывший министр-координатор по вопросам экономики в правительстве Индонезии Ризал Рамли говорил в июле 2003 года перед специальной рабочей группой национального парламента, созданной по поводу «Сухойгейта» (так стали называть это дело местные газеты), что сверхзвуковые самолеты для индонезийской армии не приоритет. Местная армия в основном сражается с сепаратистами и с исламским подпольем, а не с регулярными войсками других государств. Поэтому Ризал Рамли считал, что стране в первую очередь нужны транспортные самолеты для переброски пехоты. Кроме того, главнокомандующего Эндриартоно Сутарто обвиняли в том, что при заключении сделки он присвоил себе полномочия министра обороны Матори Абдула Джалила. А правительство Мегавати Сукарнопутри критиковали за то, что на покупку русских истребителей были использованы фонды Национального агентства обеспечения Bulog, которое по статусу должно заниматься лишь поддержанием стабильных цен на рис.
От новой индонезийской администрации Россия, разумеется, хочет получить знак, что полоса дискуссии вокруг «Сухойгейта» осталась позади. На Indodefence акцент экспозиции АХК «Сухой» сделан на Су-27 и Су-30.
Михаил КУКУШКИН, Джакарта