Время новостей
     N°217, 26 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2004
"Академики" в долгу не останутся
Молодые певцы получили премии Внешэкономбанка
В минувшую среду в Государственном музее Пушкина на Пречистенке солисты Академии молодых певцов Мариинского театра получали премии Внешэкономбанка. Акция поощрения будущих звезд вокала за успешные работы в минувшем сезоне стала традицией. Внешэкономбанк, известный своими благотворительными проектами в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта, давно тесно общается с академией. ВЭБ учредил ежемесячные стипендии для студентов академии, финансирует проведение мастер-классов и регулярные занятия молодых певцов сценическим искусством и иностранными языками. Премия ВЭБа ныне присуждалась в четвертый раз. Лучшими были признаны работы Анастасии Беляевой (сопрано), исполнившей партию Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова и Цербинетты в "Ариадне на Наксосе" Рихарда Штрауса, и Даниила Штоды (тенор), который спел Берендея в "Снегурочке" и Левко в "Майской ночи" Римского-Корсакова. Премии вручил первый заместитель председателя Внешэкономбанка Николай Косов, заверивший публику, что банк и впредь намерен помогать академии. Являясь государственным банком, ВЭБ поддерживает проекты государственной значимости, потому и Академия оперных певцов, безусловно, входит в сферу его спонсорских интересов.

Выступления солистов академии на состоявшемся после вручения премий концерте порадовали и качеством, и разноплановостью. Артисты обретают отменную школу -- это слышно и по безупречной выстроенности голосов, и по великолепной дикции, что, как известно, большая редкость, и по владению музыкальными стилями. Обладательница премии ВЭБа Анастасия Беляева играючи справляется с самыми сложными задачами. И хотя ее природный голос скорее мил, чем безумно красив, певица очаровывает с первых звуков: она великолепно фразирует и идеально интонирует, она интересна актерски, она умеет доподлинно передать композиторский стиль, что показала при исполнении Стравинского ("Мавра"), Римского-Корсакова ("Снегурочка") и Гершвина ("Порги и Бесс"). Высокий лирический тенор Даниила Штоды был безупречен и в арии царя Берендея, и в арии Вертера из одноименной оперы Массне, и в сладкозвучном "Рассвете" Леонкавалло. Не случайно певец сегодня уже хорошо известен в мире. Он много поет в постановках Валерия Гергиева, выпустил сольный альбом на EMI, гастролирует с камерными программами, на мой взгляд, наиболее выигрышными для его голоса. Штода дважды выступал с сольным концертами в Карнеги-холл.

Художественный руководитель академии Лариса Гергиева считает, что «академическая» система развития певца не похожа ни на одну из существующих и помогает в короткий срок добиться серьезных результатов. "Наши воспитанники, кроме вокала, изучают все музыкальные стили, камерную музыку, занимаются пластикой, сценической речью, языками, сценическим движением, фехтованием, -- говорит Гергиева. -- Мы очень много рассказываем о профессии, о том, как певец должен вести себя в театре -- в разных театрах мира свои традиции и законы, которые певец должен соблюдать".

Сегодня в академии 140 студентов, многие из которых приехали в Мариинку из ближнего и дальнего зарубежья: здесь учатся японцы, американцы, шведы, англичане, немцы, французы, поляки, новозеландцы, норвежцы. Однако приоритет в отборе всегда за голосами из России, которые в будущем должны войти в труппу Мариинского театра. Впрочем, для того чтобы учиться в академии, одного голоса мало. "Для нас главным является не только наличие хороших природных вокальных данных, но и, конечно, артистизм и харизма, мы видим наших артистов исполнителями с яркими личностными качествами. Студенты не только учатся, у них у всех контракт с Мариинским театром. Конечно, это огромная нагрузка, и не все выдерживают, -- замечает Гергиева. -- Нужно быть очень мобильным и очень стабильным: приходится учить новый репертуар, постоянно слушать мастеров. И такая возможность есть -- к нам постоянно приезжают певцы, дирижеры, режиссеры с мировыми именами. И самое главное: можно работать с Гергиевым. Попав в его постановку, студенты ездят по всему миру.

Конечно, это непросто: приехать в Петербург, оторваться от семьи, от своего круга. И здесь не все приживаются: нагрузка страшная, конкуренция жесткая. Но Мариинский театр -- великая сцена, которая дает певцу огромные возможности. За этим к нам и приезжают".

Анна ВЕТХОВА
//  читайте тему  //  Музыка