|
|
N°113, 29 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Футбольная стирка
Следователи решили, что экс-финансист ЦСКА содержал команду на «грязные» деньги
Бывший председатель совета директоров ЗАО «Профессиональный футбольный клуб ЦСКА», руководитель НИИ меховой промышленности, учредитель и создатель целого ряда крупных коммерческих и банковских структур Андрей Трубицын арестован на этой неделе сотрудниками ЦРУБОП и Следственного управления (СУ) МВД РФ по Центральному федеральному округу. Его обвиняют в организации преступного сообщества, хищениях и масштабном отмывании денег. Как считают следователи, при участии г-на Трубицына за границу уходили десятки миллионов долларов, а в сложной схеме перевода денег были задействованы российские и иностранные банки. По большей части это были средства, вырученные с множества рынков, обосновавшихся на территории спорткомплекса ЦСКА, которые вначале доставались ЗАО «Центральная страховая компания», а потом перекачивались на счета нескольких офшорных фирм. Позже часть уже отмытых сумм возвращалась в Россию и, как говорят следователи, среди прочего шла на нужды прославленного футбольного клуба.
«Центральная страховая компания» (ЦСК), у которой сейчас уже отозвана лицензия, была организована несколько лет назад двумя фирмами -- ЗАО «Федеральный вексельный дом» и ООО «Трастовая компания АиС». Руководителем последний структуры являлся Андрей Трубицын, и, по мнению следователей, он практически полностью контролировал деятельность ЦСК. Номинально же страховую компанию возглавлял Виктор Кулиш, который умер сразу после начала расследования при довольно странных обстоятельствах. Только появившись, ЦСК заключила договоры о предоставлении страховых услуг с тремя фирмами (ЗАО «Барк», ООО «Экспомедия» и ЗАО «Русь»), полностью владеющими всеми рынками и ярмарками на территории спорткомплекса. Предоставление этих услуг выглядело довольно странно и больше напоминало просто сбор дани: каждый продавец, работающий на ЦСКА, обязан был застраховать в ЦСК свое рабочее место (стул, столик, палатку и т.п.). В зависимости от величины торгового места взнос варьировался от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в месяц. Отказавшихся пользоваться услугами страховой компании с рынка практически выживали. Эти сборы приносили баснословные суммы, исчисляющиеся миллионами и десятками миллионов долларов. Деньги поступали на счета ЦСК в двух столичных банках -- «Роскредите» и «Рострабанке», после чего у дельцов возникала главная проблема -- переправить доллары за границу.
Для этого при участии того же Андрея Трубицына были зарегистрированы две офшорные фирмы -- в Уругвае и на Кипре. С ними ЦСК стал заключать так называемые договоры облигаторного перестрахования, означавшие, что весь страховой риск перед клиентами несет уже не ЦСК, а офшорные коммерческие структуры. А коль они брали на себя ответственность, то и деньги им можно было официально перечислять. Следователям уже удалось выяснить, что на договорах со стороны ЦСК стоят настоящие подписи, а вот официальные представители офшорных компаний, якобы расписывавшиеся на бумагах, зачастую оказывались людьми, потерявшими в разное время паспорта. И ни о каких сделках они, понятно, ничего не знали.
С договорами перестрахования руководители ЦСК шли в банки, где у компании открыты счета, и просили перечислить миллионы долларов на счета офшорных фирм в «Ханзабанк-Латвия». В этом банке у «Роскредита» и «Рострабанка» (они имеют генеральную лицензию ЦБ на вывоз валюты) не было корсчетов, зато они их имели в BONY и банке «Трасткомпани США», а те в свою очередь имели корсчета в «Ханзабанке». Поэтому деньги вначале шли в Америку, а потом уже в Латвию. Дальше 40% суммы, которая уже считалась отмытой, вновь из «Ханзабанка» переводилась в Россию разным фирмам. Делалось все это под предлогом покупки офшорными компаниями векселей или выдачи займов. Как выяснили следователи, вновь оказавшись в Москве, деньги уже официально шли на нужды футбольной команды ЦСКА. А вот куда направлялись остававшиеся 60% суммы, сейчас еще выясняется. По словам следователей, уже известно, что часть ее перекачивалась на некоторые частные счета; кроме того, в переводах этих денег прослеживается и «чеченский» след. Пока сотрудникам правоохранительных органов с точностью удалось доказать, что таким образом было отмыто 20 млн долларов, однако в ходе дальнейшего расследования эта цифра наверняка вырастет.
Дело по факту легализации денег было возбуждено еще больше года назад, до скандальной смены руководства ПФК ЦСКА. Все это время следователи проводили многочисленные выемки в наших и иностранных банках, обыски, а также вели переписку с коллегами из зарубежных стран, в основном Латвии. На допросах по этому делу успели побывать бывший президент ЦСКА Шахруди Дадаханов и целый ряд чиновников федерального уровня. Когда следователи СУ и сотрудники ЦРУБОП собрали достаточно доказательств, они задержали Андрея Трубицына. Произошло это 25 июня прямо в его кабинете в НИИ меховой промышленности. А позавчера Трубицыну предъявили обвинения сразу по трем статьям УК РФ: 210 (организация преступного сообщества), 160 (присвоение), 174 (легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем). Представители нынешнего руководства футбольного клуба ЦСКА вчера отказались комментировать эту историю, заявив, что вообще впервые слышат об аресте г-на Трубицына и выдвинутых против него обвинениях.
Александр ШВАРЕВ