|
|
N°113, 29 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ширак наверстывает упущенное
Президент Франции крепит личные связи с Владимиром Путиным
В воскресенье в Россию прилетает президент Франции Жак Ширак. В отличие от британского лидера Тони Блэра и канцлера Германии Герхарда Шредера, которые сразу нашли с Владимиром Путиным общий язык, отношения с президентом Франции складывались не так успешно.
Холодок в двусторонних отношениях появился год-полтора назад. В 1999 году французы, нехотя бомбившие Сербию, крайне болезненно восприняли чеченскую кампанию Москвы. В Пятой республике поднялась волна общественного протеста. Кроме того, в Париже, где традиционно прописаны штаб-квартиры и филиалы многочисленных международных гуманитарных организаций, приняли особенно близко к сердцу трудности некоторых российских СМИ, прежде всего входящих в холдинг "Медиа-Мост". Подпортила ситуацию и история с арестом во Франции барка "Седов" по иску фирмы Noga, история россиянки Захаровой, лишенной родительских прав французским судом. Дошло до того, что на саммите «большой восьмерки» прошлым летом г-н Путин не захотел лично встретиться с г-ном Шираком, хотя все остальные лидеры аудиенции удостоились.
Потепление началось с официального визита российского президента Путина во Францию в октябре прошлого года. "Двух дней в Париже оказалось ему достаточно, чтобы очаровать французов или во всяком случае большинство "действующих лиц" нашей политики и экономики", -- писала газета Le Parisien. С тех пор двусторонние отношения пошли на подъем, и все последующие месяцы ознаменовались многочисленными контактами на высоком уровне, в том числе премьерском и министерском.
Заметное оживление наметилось в торговой сфере: в 2000 году товарооборот увеличился на 25%, превысив 3 млрд долларов. В I квартале текущего года темпы прироста составили уже 16%. Однако Франция занимает лишь восьмое место среди иностранных инвесторов по совокупному объему своих капиталовложений в Россию. Совместная заинтересованность в реализации новых проектов, несомненно, вызовет необходимость их увеличения. Эрнест-Антуан Сельер, президент Движения французских предприятий, по-французски -- MEDEF, после своего возвращения из Москвы, где он побывал несколько месяцев назад во главе группы ведущих французских бизнесменов, говорил корреспонденту газеты «Время новостей», что "после приезда Путина во Францию и проявленной с его стороны твердой воли по установлению стабильности в российской экономической системе французские бизнесмены сейчас гораздо более заинтересованы в России".
Речь идет о сотрудничестве в области авиации и космоса (работа над новыми моделями аэробуса и учебно-тренировочных самолетов). В воздухе витает идея использования имеющихся у французов для запуска российских ракетоносителей с нетрадиционных для них стартовых площадок. В топливно-энергетической области обсуждаются перспективы строительства еще одного нефтепровода в Европу при участии гиганта ТЭКа Total Fina Elf. Французы проявили заинтересованность в проектах модернизации жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего городского водоснабжения. Местные СМИ предсказывают, что после удачной сделки с испанским премьером Аснаром президент Путин и своему французскому коллеге предложит конверсию части внешнего долга в инвестиции и его частичное погашение за счет российских товаров и услуг.
Кстати, недавний инцидент с попыткой ареста на авиасалоне в Ле-Бурже российских самолетов вопреки ожиданиям не оказал негативного влияния на двусторонние отношения. Напротив, как утверждают дипломатические источники, французское государство сделало все возможное для того, чтобы скандала не произошло.
Укрепление двустороннего стратегического партнерства и стабильности во всех их ипостасях, несомненно, будет занимать ведущее место в повестке дня встреч двух президентов. В Париже, как известно, без энтузиазма относятся к американским планам создания НПРО и, по сведениям из дипломатических источников, "не меньше русских" заинтересованы в сохранении действующих разоруженческих механизмов, прежде всего Договора по ПРО 1972 года. Их разрушение поставит под угрозу и ядерный потенциал Парижа, вот почему Франция, единственная из стран НАТО, голосует в ООН по этим проблемам солидарно с Россией.
Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж, Алексей СЛОБОДИН