|
|
N°216, 25 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Совет да вражда
Михаил Фрадков опоздал на свидание к президенту из-за малого бизнеса
Проблемы малого бизнеса оказались важнее визита к президенту. Как ни рвался премьер Михаил Фрадков в Кремль к назначенному часу, разгоряченные предприниматели и еще пуще них распаленный Герман Греф не давали ему завершить заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству. У всех наболело.
Представителей малого и среднего бизнеса из общественной организации ОПОРА России возмущает то, что их игнорируют. Лидер организации Сергей Борисов рекомендовал властям «быть в ответе за тех, кого приручили». И предложил крупному бизнесу создать фонд поддержки малого. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев выглядел одиноко болеющим за антимонопольное законодательство. Тот проект закона о защите конкуренции, который он ярко презентовал предпринимателям и правительственным чиновникам, не захотели в итоге поддержать ни те, ни другие. Министр экономического развития и торговли Герман Греф на сей счет заявил: «Такого документа как документа нет, есть лишь идея». Мол, нечего переживать раньше времени крупному бизнесу, на права которого г-н Артемьев якобы покусился.
Тем временем представители крупного бизнеса, рассказывая, как они активно переживают за «малышей», подчеркивали, что придумывать некий фонд так же неправильно, как и регулировать конкуренцию. Генеральный директор холдинга «Северсталь-групп» Алексей Мордашов отметил, что ФАС «делает крен в сторону административных рычагов». «Это очень опасно», -- сказал г-н Мордашов.
Председатель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков выступил со страстной речью в защиту идей президента. Он напомнил, что Владимир Путин требовал «революционных изменений» в связи с положением малого и среднего бизнеса. «Ничего с тех пор не произошло -- ни революционного, ни эволюционного», -- констатировал он. И впрямую спросил г-на Грефа, когда тот внесет в правительство закон о малом бизнесе, который давно готов. Однако главный экономист страны не сдался под напором экс-премьера. Он смело заявил, что пока не видит предмета для законодательного регулирования, так что вносить сейчас ничего не собирается. Правда, при этом г-н Греф выступил как отец родной малому бизнесу.
«Я уже несколько месяцев обременен малым бизнесом», -- начал было он. «Значит, можно рассчитывать?» -- перебил его премьер. «Девяти месяцев еще нет, -- сообщил г-н Греф. И продолжил: -- У нас такой красноречивый совет получается. Все «за», а при этом никто ничего не делает». Он отметил, что 3 млрд руб., выделенные в бюджете на поддержку малого предпринимательства, стали яблоком раздора. «Ни одна сумма не подвергалась таким нападкам депутатов, как эта», -- отметил главный экономист. И тут его неожиданно прорвало. Он заявил, что ставка на малый бизнес -- правильный путь к удвоению ВВП. «А мы что делаем?» -- вопрошал г-н Греф. «Мы создаем гипермонополию «Газпром». Он вкладывается во все мыслимые и немыслимые бизнесы. Сейчас он национальное достояние, но если так и дальше пойдет, то станет народным состоянием, -- негодовал Герман Греф. И добавил: -- Я, как представитель совета директоров «Газпрома», последним через Интернет узнаю, что он купил блокирующий пакет РАО "ЕЭС" (на самом деле -- "Мосэнерго". -- Ред.). Еще осталось купить железную дорогу, и все. В такой ситуации нам нельзя прятать голову в песок. У нас не будет малого бизнеса в газе».
Пламенность своего министра, подводя итоги, вынужден был нивелировать лично премьер, видимо, втайне обрадовавшийся, что пусть и опоздал к президенту, но политическое обострение в правительственных рядах пресек вовремя. Назвав развитие и поддержку малого бизнеса приоритетом для кабинета министров, он дал ответ г-ну Грефу: «В ближайшее время те возможности, которые есть в «Газпроме», мы не подменим ничем».
В самом «Газпроме» официально комментировать резкие высказывания Германа Грефа вчера отказались. В то же время, по словам источника «Времени новостей» в концерне, тот факт, что г-н Греф узнал о покупке акций «Мосэнерго» из Интернета, не означает, что эти операции не были согласованы с государством. «Формально Газпромбанк, который занимался скупкой акций энергокомпаний, не обязан получать согласие совета директоров «Газпрома», но на политическом уровне эта стратегия получила одобрение и главы совета директоров Дмитрия Медведева (возглавляет администрацию президента. -- Ред.) и других официальных лиц». Кроме того, собеседник газеты отметил, что эти покупки никакого отношения к повышению внутренних цен не имеют, а осуществлялись Газпромбанком «на собственные и привлеченные средства».
Вера КУЗНЕЦОВА, Алексей ГРИВАЧ