Время новостей
     N°216, 25 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.11.2004
Бизнес ждет повестки
Инвесторы не могут понять Россию
У иностранных инвесторов -- как состоявшихся, так и потенциальных -- голова, похоже, идет кругом от нескончаемых шарад, которые загадывает им российская экономическая действительность. С одной стороны, достигнута макроэкономическая стабильность, суверенный кредитный рейтинг растет (еще год назад агентство Moody's присвоило России инвестиционный рейтинг, на днях то же самое сделало агентство Fitch), доходность вложений, как правило, выше, чем во многих других странах. Однако, с другой стороны, структурные реформы вроде бы затормозились, государство освобождать экономику от собственного излишнего вмешательства как-то не собирается, даже наоборот. Более того, налоговые преследования ЮКОСа, которые уже вылились в объявление аукциона по продаже основного актива компании -- «Юганскнефтегаза», поставили в повестку вопрос о безопасности частной собственности в России.

Столь противоречивая ситуация нашла отражение в выступлениях участников вчерашней конференции «Бизнес в России. Повестка дня -- 2005», организованной Ассоциацией менеджеров.

Примечательно, что ни один из российских участников, заявленных для выступления до первого перерыва, в президиуме так и не появился. Неотложные дела не позволили людям, знающим вопрос изнутри (в программе конференции значилось, например, выступление начальника Экспертного управления президента Аркадия Дворковича), поделиться мнением о том, чего же действительно стоит ждать инвесторам от российской экономики в ближайшей перспективе. В результате о российской экономике россиянам (их в зале было большинство) пришлось рассказывать двум иностранцам -- управляющему партнеру по рынкам СНГ компании Ernst&Нoung Марку Джарвису и главному аналитику по инвестиционной стратегии Объединенной финансовой группы Кристоферу Грэнвиллю.

Оба докладчика отдали должное российскому правительству, добившемуся макроэкономической стабилизации. Похвалили власть за формирование стабилизационного фонда, который был охарактеризован г-ном Джарвисом как «изумительная вещь». Правда, докладчики не пришли к общему мнению в оценке того, как следует распорядиться деньгами стабфонда сверх обязательного объема. «Сейчас именно то время, когда средства, полученные от сверхприбылей, должны быть вложены в экономику страны», -- сказал Марк Джарвис. «Я не согласен. Утверждаю, что с этим не согласно большинство инвесторов, которых интересует макроэкономическая стабильность в России», -- парировал Кристофер Грэнвилль, видимо, имея в виду, что дополнительные деньги в экономике могут раскрутить инфляцию. По его словам, деньги стабфонда хорошо бы направить на погашение внешнего долга. Впрочем, есть еще один возможный адрес, доселе не называвшийся. Г-н Грэнвилль предложил на средства, которые с 2006 года пойдут уже не в стабфонд, а в бюджет (это произойдет, если будет реализована идея Минфина направлять в заначку допдоходы от экспорта нефти при цене выше 21 или 21,5 долл. за баррель, а не 20 долл., как сейчас) создать государственный инвестиционный банк. Такой банк -- идея экс-премьера Михаила Касьянова, обнародованная летом этого года, но поддержки в верхах, судя по всему, не получившая. Как считает г-н Грэнвилль, свалившихся из стабфонда в бюджет допдоходов все равно не хватит на крупные инфраструктурные проекты. Тем более если проектами будут управлять госчиновники. Поэтому лучше использовать эти деньги (аналитик оценивает их объем в 20 млрд долл.) на формирование акционерного капитала инвестиционного банка. «Если частный сектор будет строить дороги, порты, используя гарантии государственного инвестиционного банка, то это станет идеальным способом решения проблемы сохранения макроэкономической стабильности, да и чрезмерного воровства не будет», -- говорит он.

Судя по словам г-на Грэнвилля, сдерживание инфляции сегодня главная задача. На его взгляд, цены надо держать, даже несмотря на обязательное в сегодняшней экономической ситуации укрепление рубля. Аналитик, кстати, не видит большого вреда от крепкого рубля для российской экономики. Да, растут издержки, из-за удешевления импорта снижается конкурентоспособность российских предприятий. Но одновременно доступнее становится импортное оборудование, «которое необходимо российской экономике как воздух».

Впрочем, не только от чрезмерного роста инфляции, которая уже точно превысит по итогам года прогнозируемый десятипроцентный уровень, должна болеть голова у членов правительства. Еще одна серьезная проблема -- низкий уровень инвестиций. По словам г-на Грэнвилля, их рост за десять месяцев года составил 11,2%, что не позволяет выйти на уровень роста ВВП, необходимый для его удвоения за десять лет. Для того же, чтобы выполнить амбициозную задачу президента, инвестиции должны расти на 18% в год. Такие показатели пока недостижимы хотя бы из-за событий вокруг ЮКОСа. Такой фактор экономической неопределенности инвесторы обязаны учитывать. «Наши клиенты задают два вопроса и до сих пор не могут на них ответить: это отдельный случай или система, -- сказал Марк Джарвис. -- Главная задача 2005 года -- понять это. Второй ЮКОС будет очень плохим событием для экономической ситуации в России». Ему вторит Кристофер Грэнвилль: «Если то же самое произойдет с другими компаниями, о здоровом рынке и экономическом росте можно забыть».

Михаил ВОРОБЬЕВ